.RU

Оценки собственного участия в программах Фонда и достигнутого научно-профессионального роста, престижа, статуса


^ Оценки собственного участия в программах Фонда и достигнутого научно-профессионального роста, престижа, статуса

Опрос показал, что для бывших гумбольдтианцев наиболее значимыми результатами пребывания на стажировке в Германии стали установление контактов с коллегами, доступ к научной литературе, архивам, а также общекультурные впечатления (табл. 2). По частоте упоминаний выделяется и возможность отложить немного денег от стипендии.


Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие итоги пребывания на стажировке по программе Фонда им. А. Гумбольдта оказались самыми полезными для Вашей дальнейшей научной деятельности?» (выберите не более трех самых важных ответов)





^ По выборке в целом

Естественные науки

Гуманитарные науки

До 35 лет

36–50 лет

51–65 лет

Старше 65 лет

Москва

Петербург

Остальные города

1 – работа на хорошем научном оборудовании

34

44

0

31

33

40

33

33

38

30

2 – доступ к научной литературе и архивам

47

35

85

48

51

46

24

43

55

48

3 – освоение методов работы зарубежных коллег

25

24

33

28

25

25

20

23

15

37

4 – контакты с зарубежными коллегами

75

72

80

70

78

61

86

74

83

70

5 – полученный опыт фандрейзинга (поиска финансирования для научных исследований)

4

5

0

3

6

0

5

6

3

2

6 – полученный опыт коммерциализации научных результатов

1

1

0

0

1

0

0

1

0

0

7 – возможность посещать научные конференции в Германии и Европе в ходе стажировки

28

32

15

21

30

21

33

30

28

26

8 – общекультурные контакты и впечатления

36

32

49

31

43

29

24

37

37

33

9 – возможность отложить немного денег от стипендии

33

36

23

41

27

43

38

35

18

41

10 – другое

7

7

5

3

5

11

10

6

7

4


Анализ ответов на вопрос, какие результаты стажировки по линии Фонда им. Гумбольдта были наиболее значимыми, проведен с учетом таких параметров, как область науки, которую представлял респондент, его возраст, место проживания до первого выезда на стажировку и срок первого выезда.

Ответы представителей естественных и гуманитарных наук серьезно отличаются друг от друга. Если для первых очень важной оказалась полученная благодаря стажировке возможность работы на современном оборудовании, а также участие в конференциях, то для вторых – библиотеки и архивы, общекультурные впечатления от Германии и Европы в целом, а также – изучение опыта работы немецких коллег.

Несколько неожиданным оказалось распределение ответов на этот вопрос представителей разных возрастных групп. Никаких ярко выраженных отличий в мнениях «опытных» и «начинающих» не было. Не подтвердилась первоначальная гипотеза, что для более молодых когорт ученых ценнее окажутся контакты с зарубежными коллегами, обеспечивающие вхождение в научное сообщество, освоение методов исследований, возможность посещать конференции и работать на современном оборудовании. Как показывают данные опроса, значение большинства из указанных положительных сторон стажировки оказалось для научной молодежи до 35 лет в пределах либо даже ниже средних значений по выборке. Низким оказалось и значение эмоциональных (общекультурных) впечатлений. Единственная позиция, по которой доля положительных ответов научной молодежи оказалась заметно выше, чем по другим возрастным когортам, – возможность сэкономить деньги от стипендии.

Среди высоко оцененных респондентами результатов стажировки в Германии особое место занимает работа на хорошем научном оборудовании. Ее прежде всего отмечали те, кто получал какие бы то ни было национальные или международные премии (в 1,5 раза выше, чем по выборке!), кто выезжал на повторные стажировки, кто в России имеет звание академика и члена-корреспондента, а также те, кто по итогам стажировки смог опубликовать статьи в западных реферируемых журналах.

Что касается доступа к научной литературе и архивам как результата поездки в ФРГ по линии Фонда, то тут обнаружилась прямая зависимость от числа проведенных респондентом стажировок: чем больше было у ученого повторных поездок, тем более значимым оказывался этот результат в их оценках.

Таблица 3. ^ Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы, что стажировка способствовала (или дала возможность) для следующего?»


^ Формы научного, профессионального, карьерного роста

По выборке в целом

Естественные науки

Гуманитарные науки

До 35 лет

36-50 лет

51-65 лет

Старше 65 лет

Москва

Петербург

Остальные города

1 – подготовить / защитить диссертацию

32

31

44

24

39

36

5

32

28

37

2 – получить повышение в научном звании (в том числе стать член-корр., акад. РАН, РАМН, РАСХН)

12

13

10

3

15

14

10

13

13

11

3 – получить повышение в должности

27

25

31

24

32

25

10

28

28

24

4 – получить нац. или междунар. премии

15

18

5

14

15

14

24

14

15

17

5 – выпустить монографию/монографии за рубежом

20

12

39

-

20

32

19

18

23

20

6 – выпустить статью/статьи в западных реферируемых (peer reviewed) научных журналах

77

79

74

72

84

68

57

76

85

72

7 – в другой форме повысить свой научный статус

14

15

15

10

13

25

14

20

5

9

8 – ничего из вышеперечисленного не произошло

5

5

5

3

4

7

14

6

3

7


Опрос показал, что всего лишь 5 % участников гумбольдтовских программ по их завершении в той или иной форме не смогли повысить свой научный уровень, исследовательский или должностной статус (табл. 3). В этом смысле получить стипендию Фонда или стать лауреатом премии им. А. Гумбольдта – весьма важный фактор умножения интеллектуального капитала.

Самой распространенной формой повышения научного уровня является публикация статей в авторитетных зарубежных журналах. Несколько чаще, чем в среднем по выборке, этой возможностью воспользовались петербуржцы, представители средней возрастной группы.

Подготовить и (или) защитить докторскую диссертацию после участия в программах Фонда удалось по преимуществу представителям средней и старшей возрастных групп, впервые выезжавшим на стажировку еще до 1991 г. (почти вдвое чаще, чем в целом по выборке).

Получить повышение в должности смогли прежде всего лауреаты премии им. Гумбольдта, в число которых и так попадали ученые, обладавшие высоким статусом в российской науке: докторам наук (в 1,5 раза чаще, чем кандидатам), гуманитариям, а в целом – респондентам в возрасте 36–50 лет.

Выпустить одну или несколько монографий за рубежом значительно чаще удается гуманитариям, а также респондентам в возрасте 36–50 лет.

В результате гумбольдтовской стажировки, по мнению респондентов, существенно возросли прежде всего возможности проводить исследования на мировом уровне, возможности для повышения научной квалификации и материальные условия (табл. 4). Достаточно внушительное положительное сальдо отмечено и по таким позициям, как востребованность научных проектов за рубежом, а также возможность для продолжения совместной деятельности в рамках сложившегося научного микроколлектива.

Возможности проводить исследования на мировом уровне особенно расширились, как свидетельствуют полученные в ходе опроса данные, у представителей региональных научных центров и вузов (об этом заявило более 95 %) и в возрастной группе 36–50 лет. Это выделяют также те, кому по итогам стажировки удалось защитить докторскую диссертацию, получить повышение в должности или научном звании.


Таблица 4. ^ Распределение ответов на вопрос: «Оцените, пожалуйста, изменилось ли что-нибудь в Вашей научной деятельности в результате участия в программах зарубежных фондов?» (в процентах к числу опрошенных)


В результате участия в программах зарубежных фондов…

Ваши возможности...:

ухудшились
/снизились

остались без изменения

Улучшились /возросли

Возможности проводить исследования
на мировом уровне

0

15

83

Возможности повышения квалификации

0

18

78

Материальные условия

1

18

78

Востребованность проектов, заинтересованность в их продолжении и развитии за рубежом

0

24

73

Возможность продолжения совместной деятельности в рамках сложившейся исследовательской группы /условия для создания такой группы

1

26

70

Возможности карьерного роста, продвижения в науке

2

33

63

Условия для самостоятельного поиска источников финансирования продолжения научной деятельности

1

36

61

Масштабы финансирования проектов

2

46

49

Востребованность проектов, заинтересованность в их продолжении и развитии в России

3

50

45

Возможности коммерциализации результатов

2

77

14

Возможности оформления прав
на объекты интеллектуальной собственности

3

84

8

– *Сумма по каждой строке составляет менее 100 %, так как у 2 % респондентов стажировка еще не закончилась, на некоторые вопросы респонденты (1 – 3 %) затруднялись ответить.


Возможность повышения квалификации вследствие гумбольдтовской стипендии в глазах респондентов оказалась монотонно возрастающей, и зависимость тут была вполне четкой: чем позже смог респондент выехать в первый раз по линии Фонда, тем выше была для него значимость повышения квалификации. Заметен был и разброс во мнениях представителей разных регионов: для москвичей она заметно ниже, чем для петербуржцев и представителей других регионов. Кроме того, более ценной была она для научной молодежи, а также группы 36–50-летних, а также тех, кто защитил по возвращении в Россию диссертацию, выпустил монографию за рубежом, был повышен в научном звании или должности.

Масштабы финансирования проектов, в которых участвовали респонденты, особенно часто менялись в благоприятную сторону у лауреатов премии им. А. Гумбольдта, руководителей и главных научных сотрудников академических институтов. Иными словами, высокий статус в науке и служебное положение позволяли с большим эффектом использовать и гумбольдтовские программы для повышения материального успеха дальнейших исследований и программ. Кроме того, ответы на вопрос об изменениях в дальнейшей работе гумбольдтианцев показали, что активность ученых зависела от времени их первого выезда на стажировку: заметно чаще увеличение масштабов финансирования как результат участия в программах Фонда отмечали респонденты, впервые выехавшие в начале – первой половине 1990-х годов (у них, в отличие от более молодых коллег, уже было время для конвертации своих контактов и репутации в финансовые показатели; что касается участников гумбольдтовских программ более раннего времени, то они, по-видимому, достаточно давно обеспечили себе относительно комфортные условия финансирования, а потому затруднялись напрямую соотнести эти два фактора).

Заметно различие в данном вопросе между представителями естественно-научных дисциплин и гуманитариями: у первых положительные сдвиги в объемах финансирования по итогам стажировок наблюдаются гораздо чаще.

Материальные условия в целом значительно лучше стали у лауреатов премии им. А. Гумбольдта, получивших по итогам стажировки повышение в должности, а также у докторов наук. Важную роль играет период первого выезда – материальные условия существования улучшились у четверти гумбольдтианцев советских времен, но лишь менее чем у 1/5 выезжавших в начале – середине 1990-х годов и в более поздний период.

Практически всеми респондентами участие в программах Фонда им. А. Гумбольдта однозначно оценивается как важный фактор воспроизводства российской научной элиты. При этом, однако, речь идет об условиях, необходимых для продолжения активной научной деятельности. В то же время перекрестная проверка данных опроса приводит к выводу, что участие в гумбольдтовских программах повышает научный потенциал российских исследователей, но в результате еще больше увеличивается разрыв между их возросшими возможностями для продолжения научной работы на родине и материально-статусными условиями.

ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode-2000-2001-gg-dokument-podgotovlen-sekretariatom-stranica-61.html
ochet-o-realizacii-programmi-v-dvuhletnem-periode-2000-2001-gg-dokument-podgotovlen-sekretariatom-stranica-66.html
ochevidci-sobitiya-kak-nas-obrabativayut-smi-politiki-i-reklama-i.html
ochevidno-chelovek-kotorij-otkril-etu-knigu-uzhe-ne-raz-zadaval-sebe-vopros-tak-vse-taki-to-chto-proishodit-eto-alkogolizm-otvetov-na-etot-vopros-mnogo-stranica-3.html
ochevidnoe-prednaznachenie-i-vojna-s-meksikoj-zakon-i-blagaya-vest-25.html
ochishenie-i-aktivizaciya-shablona-ka-amora-guan-in-nasledie-pleyad-probuzhdenie-energii-ka.html
  • control.bystrickaya.ru/biografiya-nikolaya-petrovicha-polivanova-stranica-11.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zarabotok-dlya-studentov-reshenie-zadach-47-poisk-informacii-v-seti-internet-49.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-roditelskogo-sobraniya-pravila-povedeniya-doma-v-shkole-i-drugih-obshestvennih-mestah.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-pankruhin-marketing-obrazovatelnih-uslug-metodologiya-teoriya-i-praktika.html
  • report.bystrickaya.ru/kievskij-knyaz-yaroslav-mudrij-1019-1051-nazvanie-nashej-strani-i-nazvanie-russkogo-naroda.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-direktora-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheniem-zemskogo-sobraniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/surdokamera-slovar-spravochnik-ekologiya-cheloveka-.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/upravlenie-konkurentosposobnostyu-produkcii-i-metodi-eyo-ocenki-na-predpriyatiyah-myasopererabativayushej-promishlennosti-08-00-05-ekonomika-i-upravlenie-narodnim-hozyajstvom-marketing.html
  • writing.bystrickaya.ru/bretan-epoha-absolyutizma-chast-2.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itar-tass-moskva-03022009-olga-vunder-neobhodimost-uglublyat-strategicheskoe-partnerstvo-kazahstana-s-rf-sterzhnevaya-misl-novoj-knigi-nursultana-nazarbaeva.html
  • desk.bystrickaya.ru/ploshad-sultanahmet-stambul-putevoditel-afishi-01-10-veshej-kotorie-nuzhno-sdelat-v-stambule-1.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-resursnoe-obespechenie-oop-vpo-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-po-napravleniyu.html
  • report.bystrickaya.ru/july-23-2007-pravo-mezhdunarodnih-dogovorov.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnie-otnosheniya-stranica-8.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dobrovolnij-socialnij-god-v-germanii-fsj-freiwilliges-soziales-jahr.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/programma-dosugovaya-i-socialno-vospitatelnaya-rabota-s-naseleniem-vnutrigorodskogo-municipalnogo-obrazovaniya-matushkino-v-gorode-moskve-na-2010-g-stranica-2.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-eticheskie-problemi-sovremennoj-genetiki-tenzin-gyaco.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tv-remizova-sbornik-nauchnih-trudov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ii-uliss-umberto-eko-poetiki-dzhojsa.html
  • lesson.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-arheologicheskogo-otryada-borisoglebskoj-gimnazii-1.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/robota-term-paper.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnost-v-istorii-kulturi-tematicheskij-dajdzhest-portret.html
  • studies.bystrickaya.ru/arshakidi-cari-parfii.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-j-orenburgskij-kazachij-polk-v-harkove-1882-1914-avlevchenko-ganin-a-istoriya-1-go-orenburgskogo-kazachego-polka-aganin-alevchenko-vsemenov-h-2007-s-23-40.html
  • studies.bystrickaya.ru/korol-genrih-iv.html
  • thesis.bystrickaya.ru/priglasitelnij-bilet-i-programma-nauchno-metodicheskoj-konferencii-ulyanovsk-2004-rektorat.html
  • education.bystrickaya.ru/11sostoyanie-vospitatelnoj-raboti-1-informacionnaya-spravka-o-shkole.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-14-ot-23-aprelya-2012-g-o-poryadke-okonchaniya-2011-2012-uchebnogo-goda-v-gbou-sosh-259.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/siet-bojinsha-mragerlkt-iti-negzdemes.html
  • notebook.bystrickaya.ru/izveshenie-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyuchit-gosudarstvennij-kontrakt-na-postavku-v-bibliotechnij-fond-chitgu-dlya-subektov-malogo-predprinimatelstva-stranica-3.html
  • reading.bystrickaya.ru/kol-vo-shtuk-gotovaya-produkciya-eyo-uchet-i-realizaciya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/ris-83-analiz-strategii-reakcii-konkurentov-l21-lamben-zhan-zhak-strategicheskij-marketing-evropejskaya-perspektiva.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskaya-razrabotka-urokov-po-literature-v-7-klasse-po-romanu-a-s-pushkina-dubrovskij-3-chasa.html
  • institut.bystrickaya.ru/tabl-1-posledovatelnost-izlozheniya-tem-v-kursah-sostavlyayushih-programmu-mir-v-zerkale-kulturi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.