.RU

«Очевидцы» события - Как нас обрабатывают сми, политики и реклама (I)


^ «Очевидцы» события
Очень эффективный прием, нередко используемый для создания эмоционального резонанса. Опрашивается много случайных людей, из слов которых формируется необходимый смысловой и эмоциональный ряд. Особенно сильный эффект производят кричащие старухи, плачущие дети, молодые инвалиды.

Классическим стал пример времен войны в Персидском заливе. В октябре 1990 г. мировые СМИ облетел рассказ пятнадцатилетней девочки о том, что она видела, как иракские солдаты вытащили пятнадцать младенцев из роддома и положили их на холодный пол умирать. Имя девочки демонстративно скрывалось из соображений безопасности ее семьи. Президент США
Дж. Буш использовал рассказ о мертвых младенцах десять раз в течение сорока дней перед началом вторжения в Ирак. Сенатское обсуждение по одобрению военной акции также неоднократно возвращалось к этому факту. Позже выяснилось, что этой девочкой оказалась дочь посла Кувейта в США, члена кувейтской правящей семьи. Еще позже стало известно, что большинство остальных «свидетелей» были подготовлены и выставлены известной фирмой по паблик рилейшнз Hill & Knowlton. Но это уже никого не волновало.
Перспектива
Освещая какой-либо конфликт, «независимые» СМИ дают слово только одному участнику и фактически играют на его стороне, создавая одностороннюю перспективу. В частности, этот прием используется при освещении военных действий.

Так, во время югославского конфликта в 1998 году 80% сообщений западных СМИ имели негативный контекст относительно югославской или сербской стороны, тогда как относительно этнических албанцев негатив практически отсутствовал. Согласно западным информагенствам, насилие в 95% случаев осуществляли сербы или их предводители (С. Милошевич и К°). Майор Т. Коллинз из службы информации армии США признал в феврале 2000 года, что CNN - «оплот мировой демократии и свободы слова» - во время войны активно использовало и оплачивало услуги PR-специалистов из рядов американской армии: «Они помогали производить нужную информацию о Косово».

А вот другое признание сотрудника НАТО: «Когда мы знаем, что это сделали сербы, мы говорим, что это сделали сербы. Когда мы не знаем, кто это сделал, мы говорим, что это сделали сербы. А когда мы знаем, что это сделали не сербы, мы говорим, что не знаем, кто это сделал». (Pittsburg Post Gazette, 7 ноября 1999 года).

Для оправдания войны НАТО использовало научные приемы манипулирования информацией. В свое время на Западе были опубликованы научные статьи, посвященные технологии «демонизации сербов». Главный вывод: если непрерывно и долго помещать слово «серб» в отрицательный контекст (просто включать в описание страшных событий и в окружение неприятных эпитетов), то у телезрителей, независимо от их позиции, возникает устойчивая неприязнь к сербам. Кроме того, надо, разумеется, не давать доступа к телекамере никому из сербов. Аналогичным образом западная пропаганда демонизирует образы С. Хусейна, М. Каддафи, Ф. Кастро и других «плохих» политических лидеров. Похожим образом российские правительственные СМИ сегодня освещают события в Чечне.
Рейтингование
Представляет собой разновидность уже рассмотренного ранее приема «Констатации факта». Психологи давно установили, что публикация результатов социологических исследований влияет на общественное мнение. От 10 до 25% избирателей при выборе кандидатов, за которых они будут голосовать, руководствуются социологическими рейтингами. Многие люди хотят голосовать за сильного, но мало кто - за слабого. Здесь срабатывает психологический феномен, свойственный среднестатистическому обывателю - желание быть «как все». Поэтому, огласив накануне выборов более высокий рейтинг кандидата, можно реально увеличить количество поданных за него голосов.

В связи с этим многие социологические фирмы в период избирательной кампании уподобляются представительницам древнейшей профессии и начинают работать по принципу «Любой каприз за ваши деньги». «Назначая» лидера рейтинга, они тем самым и создают отчасти этого лидера.

В СМИ псевдорейтинги обычно подаются под научным соусом: «Опрос проводился во всех регионах нашей страны. Объем статистической выборки составил 3562 человека. Учтены все социальные категории и возрастные группы. Граничная величина среднестатистической ошибки не превышает 1,5%»... Умные слова и научные термины призваны оказать гипнотизирующее воздействие на обывателя.


^ Как нас обрабатывают СМИ: переписывание истории (VI) Переписывание истории
Метод эффективен в длительной перспективе, когда требуется постепенно сформировать нужное мировоззрение. Чтобы «промыть мозги» целому обществу, совершить над ним крупную программу манипуляции и отключить здравый смысл нескольких поколений, надо, в первую очередь, разрушить историческую память. Современные технологии манипуляции сознанием способны разрушить в человеке знание, полученное от реального исторического опыта, заменить его искусственно сконструированным «режиссером». Искусственно сформированная картина исторической действительности передается отдельным индивидам с помощью книг, лекций, радио и телевидения, прессы, театральных представлений, кинофильмов и т.д. Таким образом строится иллюзорный мир, который воспринимается как настоящий. В результате всю реальную жизнь человек может воспринимать как неприятный сон, а те химеры, которые ему внушает пропаганда, реклама и масс-культура, введя его в транс, воспринимает как реальность.

В этом деле особенно эффективен кинематограф. Кино, как способ пропаганды, способно оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие (см. Эмоциональный резонанс). Оно активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира в очень идеализированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа независимо от его действительной роли в истории. При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают. Простой пример: на рациональном уровне мы все хорошо осознаем, кем был Адольф Гитлер, и знаем его поступки. Однако, используя специальные драматические приемы и игру талантливых актеров, кинорежиссер вполне может представить все так, что симпатии зрителей однозначно окажутся на стороне фюрера. Его отвратительные преступления покажутся вовсе не преступлениями, а благородным делом - ведь сами жертвы будут выглядеть злодеями, заслуживающими быть убитыми. И сидящие в кинозале люди будут искренне рыдать, наблюдая, как честный и благородный фюрер пускает себе пулю в висок в апреле 1945-го...

Манипулирование ощущением «справедливости» того или иного персонажа активно использует Голливуд. Все видели американские боевики «Рэмбо» и «Рэмбо-2», поэтому знают, что Америка, позорно проиграв войну во Вьетнаме, с успехом выиграла ее на киноэкранах. Подобных фильмов Запад произвел тысячи - и наводнил ими весь мир. Не считая мужественного ответа в виде х/ф «Одиночное плавание» (1984), Советский Союз (а потом и Россия) не противопоставил им ничего.

В то же время трудно переоценить то значение, которое экспансия западной масс-культуры вообще и западного кинематографа в частности сыграли в развале советской системы. Целенаправленно или спонтанно в общество были внедрены западная картина мира и западные стандарты жизни. Вообще следует сказать, что одной из причин поражения Советского Союза в холодной войне стал проигрыш именно на уровне масс-культуры. Советская пропагандистская машина не смогла создать привлекательный виртуальный мир, который был бы зрелищным, захватывающим, интересным для массовой аудитории и одновременно правильно интерпретировал мировую историю, пропагандировал советские ценности и образ жизни. (Отдельные шедевры типа х/ф «Кубанские казаки» не в счет. Это исключения, подтверждающие правило.) Запад же чрезвычайно преуспел в продуцировании «вкусных» иллюзий.

В области масс-культуры, несмотря на ее крайнюю примитивность, США сегодня пользуются не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира. По мнению З. Бжезинского, масс-культура (наряду с военным и экономическим могуществом), обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира.

(Информация к размышлению. В 1994 году одной голливудской киностудией был снят боевик «Пуля в Пекин» с Майклом Кейном в главной роли. Он снимался в Санкт-Петербурге, а его герои боролись с чеченской мафией. Когда фильм был почти готов, как раз началась чеченская война, и весь мир сочувствовал Чечне, поэтому показывать «плохих чеченцев» стало политически нецелесообразно. Картину... запретила американская цензура. Фильм положили на полку несмотря на миллионные затраты на его производство. Этот факт наглядно демонстрирует, какое значение имеет пропагандистский фактор в современной индустрии развлечений США.

Обратите внимание: «плохие парни» в американских боевиках всегда четко соответствуют текущему внешнеполитическому курсу Соединенных Штатов. Если в прошлые десятилетия киносупермены типа Рэмбо или Джеймса Бонда мужественно сражались преимущественно с коварными советскими шпионами и полковниками-садистами из КГБ, то по сюжету фильма, вышедшего в 2002 году, Агент 007 попадает в плен уже к северокорейцам (современным представителям «мировой оси зла») и подвергается там зверским пыткам. Изящный и ненавязчивый прием пропагандистского промывания мозгов, использующий эффект перспективы.)

Еще одной популярной темой сегодня является переписывание истории Второй мировой войны. Посмотрев американские блокбастеры, вы, наконец, поймете, что хребет нацизму был сломан не в Сталинграде и под Курском, а во время спасения из плена американского рядового Райана. А в суперфильмах «Сталинград» (1994) и «Враг у ворот» (2001) вы увидите, как благородные и цивилизованные немцы мужественно сражаются против русских дикарей и, в общем, выходят в Сталинграде победителями. Причем немцы, оказывается, были все как на подбор антифашистами, «просто они честно выполняли свой воинский долг». К. Лох, английский кинорежиссер, сказал однажды: «Важно, чтобы история писалась нами, потому что тот, кто пишет историю, контролирует настоящее».

Результат очевиден: сегодняшние познания Второй мировой войны у среднестатистического жителя Запада хорошо иллюстрирует следующий диалог. Вопрос: «Знаете ли вы, сколько американцев погибло во Второй мировой войне?» Ответ: «О, очень много. Я бы сказал... Пятьдесят тысяч, думаю...». «А сколько русских?» «Ну, не знаю... Но, конечно, не так много как американцев.» «Почему вы так думаете?» «Ну, они присоединились к нам только в самом конце войны... Разве нет?»

oglyadivayas-nazad-vsegda-porazhaeshsya-tomu-kak-udivitelno-bistro-i-nezametno-letyat-godi-kazhdij-raz-osoznayosh-etot-fakt-kogda-prihodit-vremya-ocherednogo-tvoeg-stranica-22.html
oglyadivayas-nazad-vsegda-porazhaeshsya-tomu-kak-udivitelno-bistro-i-nezametno-letyat-godi-kazhdij-raz-osoznayosh-etot-fakt-kogda-prihodit-vremya-ocherednogo-tvoeg-stranica-29.html
oglyadivayas-nazad-vsegda-porazhaeshsya-tomu-kak-udivitelno-bistro-i-nezametno-letyat-godi-kazhdij-raz-osoznayosh-etot-fakt-kogda-prihodit-vremya-ocherednogo-tvoeg-stranica-33.html
oglyadivayas-nazad-vsegda-porazhaeshsya-tomu-kak-udivitelno-bistro-i-nezametno-letyat-godi-kazhdij-raz-osoznayosh-etot-fakt-kogda-prihodit-vremya-ocherednogo-tvoeg-stranica-8.html
ognennaya-duga-kurskaya-bitva-glazami-lubyanki-stranica-14.html
ognennaya-shou-programma-g-perm-rabota-ploshadok-s-13-00-do-21-00-ploshadka-energiya-krasok-rospis-steni-graffiti.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vdoklade-prinyati-uslovnie-oboznacheniya.html
  • control.bystrickaya.ru/cekciya-i-obshestvennie-nauki-programma-raboti-konferencii-tuesday.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasini-zai-trelk-turali.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13-problemi-ocenki-konechnogo-potrebleniya-na-regionalnom-urovne-avtorskoe-vipolnenie-nauchnih-rabot-na-zakaz.html
  • college.bystrickaya.ru/2-kultura-i-bit-drevnej-rusi-ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-pismennost-literatura-hudozhestvennoe-remeslo-zodchestvo-bilet-2.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-sibiri-ploshad-lesnih-pozharov-za-sutki-umenshilas-na-tret-do-553-ga-informacionnoe-agentstvo-rosbizneskonsalting-19052011.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vibor-predmetov-v-forme-i-po-materialam-ege-na-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-11-klassi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-na-urokah-fiziki-v-7-11-klassah-vopros-energiya-eyo-prevrashenie-sohranenie-istochniki-proizvodstvo-peredacha-i-ispolzovanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/risunok-1-karta-orenburgskoj-ekspedicii-ik-kirilova-1734-1736-gg-g-s-zaharova-otvetstvennie-za-vipusk.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pri-oboznachenii-chasa-urok-1.html
  • tasks.bystrickaya.ru/116-sistema-otkritogo-raspredeleniya-klyuchej-1-1-harakteristika-informacii.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sdf04-antikrizisnoe-upravlenie-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-04-antikrizisnoe-upravlenie-kod.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/programma-vklyuchaet-celi-osvoeniya-disciplini-mesto-disciplini-v-strukture-oop-bakalavriata-kompetencii-obuchayushegosya-formiruemie-v-rezultate-osvoeniya-disciplini-metodi-psihoterapii.html
  • control.bystrickaya.ru/d-e-romanov-yuzhnij-federalnij-universitet-rgu-g-rostov-na-donu-ideya-iskusstvennih-nejronnih-setej-ins-voznikla-kak-popitka-opisat-processi-vospriyatiya-informacii-proishodyashie-v-mozge-cheloveka-kak-i-mozg.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-3-principi-postroeniya-sistemi-informacionnoj-bezopasnosti-v-n-yasenev-informacionnaya-bezopasnost-v-ekonomicheskih-sistemah.html
  • testyi.bystrickaya.ru/6-harakteristiki-socialno-kulturnoj-sredi-universiteta-obespechivayushie-razvitie-obshekulturnih-kompetencij-obuchayushihsya.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekspertnie-metodi-issledovaniya-sistem-upravleniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-pyatayavidacha-zamuzh-satyavati-devibhagavata-purana.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/znamya-pobedi-opyat-mozhet-izmenitsya-grizlov-b-v-monitoring-smi-21-23.html
  • letter.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-ocenka-fizicheskoj-podgotovlennosti-shkolnikov-razrabotka-metodiki-po-opredeleniyu-individualnogo-urovnya-fizicheskoj-kondicii-uchashihsya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-21-celi-i-sredstva-v-prave-teoriya-gosudarstva-i-prava-uchebnik.html
  • bukva.bystrickaya.ru/regionalnaya-integraciya-v-sng.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-kursa-osnovi-kompyuternoj-gramotnosti-dlya-slushatelej-universiteta-3-go-vozrasta.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/redaktor-aleksej-bogoslovskij-sankt-peterburg.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sposobi-vospitatelnogo-vozdejstviya-na-cheloveka-uchebnik-novogo-veka.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-dlya-specialnosti-020400-psihologiya-sostavitel-o-s-chalikova.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/skazka-dlya-devochek.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/saba-debiettk-ou-mektep-taldibla-zhobbm-kn-19-10-2016.html
  • urok.bystrickaya.ru/programma-dobrodetelnoj-zhizni-konfuciya-programma-nravstvennogo-sovershenstvovaniya-lichnosti-v-uchenii-buddi-zapovedi-moiseya-odni-iz-drevnejshih-nravstvennih-kodeksov.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shodstva-i-otlichiya-barternih-tovaroobmennih-i-vzaimozachetnih-operacij-tablica-3.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-49-poruchenie-programma-vstupitelnih-ispitanij-ekzamena-v-magistraturu-po-programme-magisterskoj-podgotovki-5214.html
  • writing.bystrickaya.ru/ekonomicheskaya-effektivnost-investicionnogo-proekta.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-izucheniya-kursa-hudozhestvennaya-kultura-mira-19-20vv-vzglyad-iz-rossii.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zayavlenieroditelej-zakonnih-predstavitelej-na-predostavlenie-informacii-o-tekushej-uspevaemosti-ih-rebenka-v-forme-elektronnogo-dnevnika.html
  • abstract.bystrickaya.ru/060108-farmaciya.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.