Одаренный педагог. Какой он?
.RU

Одаренный педагог. Какой он?


Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №155
Северного окружного управления образования

Департамента образования города Москвы


Эссе

на тему: Одаренный педагог. Какой он?


Стефанова И.А.

Учитель физики

ГОУ СОШ №155

СОУО


Москва 2009год


«Одаренный педагог. Какой он?».

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель. - Л. Толстой

Введение.

Любой образовательный процесс - это взаимодействие ученика и учителя. Любой эффективный образовательный процесс должен быть направлен на действие, ибо знания бессмысленны без практического применения. Знания нужны, но только через действие формируются их понимание, а также необходимые для человека навыки, умения, мировоззрение, увеличивается творческий потенциал. Поэтому настоящее образование заключается не в заучивании информации, а в системе практических задач, через которые человек усваивает необходимые знания и вырабатывает соответствующие навыки. Настоящий учитель строит систему задач так, чтобы их разрешение приводило к нужному результату. Учитель должен направлять, подсказывать, вдохновлять ученика, но ничего за него не делать. Иначе ученик ничему не научиться. Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи:1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика. 2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. 3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный. 4.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций 5.Общительный, хороший друг, открытый, искренний. 6.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. 7.Владеет собой, умеет сдерживать эмоции. 8.Тактичен. 9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить. В наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.

Основная часть

Педагогических технологий много, все они тесно взаимосвязаны, но одной из них я отдаю приоритет, конкретно той, которая отвечает образовательной политики Москвы, направленной на развитие приоритетных образовательных систем, призванных обеспечить личностно- ориентированное образование, новый качественный рост эффективности образования. В основу своей работы я положила концепцию личностно-ориентированного обучения, которая основана на изучении личностных особенностей школьника, направлена на развитие личности, признает уникальность субъективного опыта ученика как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании. Содержание, методы, приемы личностно- ориентированной технологии направляю главным образом на то, чтобы: 1.раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, 2.помочь становлению личностно значимых способов познания путем организации целостной учебной познавательной деятельности, так как в способах учебной работы отражается субъективная переработка учеником программного материала, в них фиксируется уровень его развития. Поскольку центром всей образовательной системы в данной технологии является индивидуальность ребенка, то ее методическую основу представляют индивидуализация и дифференциация учебного процесса. Задачи индивидуализации обучения я вижу в повышении эффективности процесса обучения, развитии (а в некоторых случаях формирование) специальных способностей учащихся, развитии дополнительных возможностей учеников. «Дифференциация» - разность, различие, разделение развивающего целого на части, ступени, уровни. Поэтому строю дифференцированный подход при изучении физики:1. Исходя из программы, методических рекомендаций, предложенных по данной теме, выделяю обязательный результат обучения(ОРО) ,которые все учащиеся должны достичь.2. Каждый ученик получает индивидуальный перечень требований ОРО по конкретной теме 3. Каждый ученик, начиная с 7-го класса, имеет комплект материалов для оценки устных ответов, которыми можно пользоваться как планом, и критерии оценок письменных контрольных работ. 4. Подачу учебного материала строю так, чтобы ученик выполнил ее без чрезмерного напряжения и смог закончить успешно, что является стимулом к познавательной дальнейшей деятельности и развитию интереса к предмету 5.Составляю индивидуализированные задания, соответствующие особенностям ученика. Научить школьника всему, что понадобится в жизни нельзя, но можно и необходимо научить самостоятельно добывать знания, уметь их применять на практике, работать с книгой. Это не только увеличивает удельный вес самостоятельной работы, но и ставит перед необходимостью расширить тематический диапазон каждого занятия, увеличить время на обработку знаний, так как без многократного повторения хороший результат в обучении получить невозможно. Но что же нового вносит личностно-ориентированная технология? По ходу своих методических разработок при отборе содержания материала для объяснения новых тем я придерживаюсь следующих требований:1. Учебный материал, характер его проявления должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.2. Изложение знаний направлено не только на расширение их объема, структурирования, интегрирования, обобщения предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.3. В ходе обучения постоянно согласовываю опыт ученика с научным содержанием знаний.4. Учебный материал организую таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач.5. При введении знаний выделяю общелогические и специфические предметные приемы учебной работы.6. Обеспечиваю контроль и оценку не только результата, но и процесса учения.7. Развиваю навыки самоанализа и саморефлексии в процессе учебной деятельности. Эти требования: ♦ инициируют субъективный опыт ученика, ♦ развивают индивидуальности каждого ребенка, ♦ дают ученику выбор элементов учебного процесса ♦ возможность самопознания, ♦ самореализации и самоконтроля. Вышеперечисленные моменты можно увидеть при изучении темы «Силы» в седьмом классе. Тема «Силы» входит в раздел «Взаимодействие тел». Ее изучение следует за темой «Масса тела». Я отошла от традиционной формы изучения, когда каждый вид сил рассматривается в отдельности на пяти уроках. Этот тематический блок разбила на несколько модулей: 1.Что такое сила и какие виды их существуют, к чему приложена каждая сила 2.От чего зависит и куда направлена каждая сила 3.Сила - векторная величина 4.Единицы и способы измерения силы 5.Повторение и закрепление пройденного. При таком изучении темы ученики многократно повторяют изученный материал все на более высоком уровне, могут хорошо понять и усвоить вопросы тематического блока, увидеть связь между ними. Каждый ученик имеет по тематическому блоку перечень обязательных результатов обучения и заполняет лист достижений по каждому модулю. Первые два модуля даю в виде логической схемы- цепочки на двух уроках, на которой показано, отчего зависит каждая сила, куда направлена, к чему приложена. Эта схема позволяет наглядно видеть общее и различное у всех видов сил, позволяет давать определение каждой силе, ее характеристику, перейти к понятию того, что сила - векторная величина. Схему составляем непосредственно с учениками, они участвуют в процессе объяснения нового материала, привлекают свой собственный опыт, корректируют имеющиеся знания под руководством учителя. Материал для уроков отбирался таким образом, чтобы у учащихся сложилось четкое понятие физического термина «Сила», какие виды их существуют. Для этого использовались методы обучения: объяснительно- иллюстративный: беседа, объяснение, инструктаж, репродуктивный: пример, упражнение, демонстрация, проблемный: проблемные вопросы, игра, обобщение, частично- поисковый: наблюдения, самостоятельная работа, словесный: объяснение, беседа, наглядный: демонстрация, схема, наблюдения учащихся, практический: самостоятельная работа, формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, в малых группах, фронтальная, групповая, методы контроля: устный: индивидуальный, в том числе – «тихий»-индивидуальный, фронтальный, письменный: краткая самостоятельная работа, взаимоконтроль в малых группах. Особое внимание обращается на: актуализацию собственного опыта учащихся с необходимой корректировкой в свете изучаемого материала, введение учащихся в диалог, на самостоятельную деятельность учащихся, которая может быть представлена в виде ряда элементарных действий, то есть операций, репродуктивные задания на воспроизведение: пересказ текста; выполнение практической части вместе с учителем, поисковые задания: отыскание сведений, фактов,

объектов и т.д., логически – поисковые: задания на нахождения путем размышления решений каких-либо вопросов, творческие: задания на создание новых вопросов по изученной теме; организацию сотрудничества и совместной деятельности, созданию на уроке ситуаций выбора и успеха - эти показатели личностно-ориентированного урока. В отличии от традиционных уроков , используя личностно – ориентированный подход, я провожу уроки по типу «Круглый стол». Эти уроки являются краткосрочными мини исследованиями – проектами для учащихся, проводятся в конце темы. Вопросы, по которым будет проходить «Круглый стол», даю в начале прохождения темы. Этапы работы ученика:1.Подготовительный. Каждый ученик или двое выбирают вопрос, исходя из своих интересов. Составляется план работы. Подбирается литература 2.Рабочий. Работа с литературой по данной проблеме. Работа с телекоммуникационными средствами обучения (Интернет). Работа с информационными материалами, находящимися в кабинете физики. 3 этап. Написание и оформление мини проекта. 4 этап. Доклад на «Круглом столе».Такая форма работы инициирует собственный опыт ученика, развивает его исследовательские и творческие способности, знакомит с рациональными способами работы, стимулирует самостоятельность в планировании и выполнении задания, учит оценивать свою работу и работу других. Итогом является повышение мотивации в учении. Примером является урок такого типа по теме «Тепловые двигатели и окружающая среда». Вопросы, которые были подготовлены учениками:1.Общий принцип работы тепловых двигателей и их квалификация 2.Паровая машина, паровая турбина 3. Цикл Карно 4. Карбюраторные двигатели 5. Дизельные двигатели 6.Ракетные двигатели 7.Холодильные машины, цикл Стирлинга. 8. Обобщение по теме «Круглого стола». Все вопросы очень емкие, как вместить в один урок? Поэтому в ходе подготовки к уроку ученикам необходимо было выделить главное по каждому вопросу из всего подготовленного ими материала: принципы работы, диаграмма PV, положительные и отрицательные аспекты и влияние на окружающую среду. И как итог – обобщить полученные знания.

Заключение.

Подводя итог, могу сказать, что учебную деятельность по личностно- ориентированной технологии я строю по схеме

Учитель


Ученик Ученик- Ученик Ученик –класс


Проблема


Творческие задания


Результат

Чтобы соответствовать тему критерию, о котором говорил А. Дистервег: Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.






oktyabrskij-rajon-g-karagandi.html
oktyabrskoj-vstrechi-zvuchala-kak-lokalnie-narodnie-i-pravoslavnie-tradicii-kak-osnova-sovremennoj-prazdnichnoj-kulturi-ipostroen-seminar-bil-vokrug-sezzhego-prazdnika-iistorii-ego-sozdaniya.html
okultnata-sila-na-kopieto-pronizalo-grdite-na-hristos-stranica-14.html
okultnata-sila-na-kopieto-pronizalo-grdite-na-hristos-stranica-7.html
ol-lavrik-ta-kalyuzhnaya-nyu-evdokimova-fb-gershunov-sbornik-nauchnih-trudov.html
olap-tehnologii.html
  • essay.bystrickaya.ru/e-antidopingovaya-komissiya-otchet-kaznacheya-otchet-auditora-a-proverit-scheta-predidushego-goda-b-utverdit-byudzhet.html
  • notebook.bystrickaya.ru/itogovie-dannie-kontrolya-znanij-studentov-cikl-obsheprofessionalnih-disciplin-pri-samoobsledovanii-vuza-v-20062007-uch-godu.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prikaz-ot-26-dekabrya-2011-g-n-1639n-ob-utverzhdenii-administrativnogo-reglamenta-federalnogo-fonda-obyazatelnogo-medicinskogo-strahovaniya-po-predostavleniyu-gosudarstvennoj-uslugi-organizaciya.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-mirovaya-ekonomika-i-ee-struktura-stranica-12.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prosveshennaya-rus-institut-nauchnoj-informacii-i-monitoringa-rao-antopolskij-a-b-koncepciya-sistemi-nauchno-pedagogicheskoj.html
  • education.bystrickaya.ru/1-1-celi-i-zadachi-disciplini.html
  • pisat.bystrickaya.ru/svedeniya-ob-obespechennosti-obrazovatelnogo-processa-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-11-ugolovnoe.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-pribori-s-kratkovremennim-vzaimodejstviem-pryamolinejnogo-elektronnogo-puchka-s-vch-polem.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tablica-8-sovershenstvovanie-mehanizma-ustojchivosti-finansovo-kreditnih-uchrezhdenij-rossii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rusgidro-ezhednevnij-informacionnij-obzor-po-energoeffektivnosti-energosberezheniyu-i-vozobnovlyaemim-istochnikam-energii.html
  • testyi.bystrickaya.ru/5-kachestvo-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-specialnosti.html
  • shkola.bystrickaya.ru/upravlenie-kachestvom-kak-preimushestvo-v-konkurentnoj-borbe.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/modelirovanie-biznes-processov-specifikaciya-trebovanij-na-osnove-strukturnogo-podhoda.html
  • assessments.bystrickaya.ru/bez-prorivov-ekspert-severo-zapad-13022006-6-59-pechatnie.html
  • institut.bystrickaya.ru/tradicionnaya-pogrebalno-pominalnaya-obryadnost-ismailitov-zapadnogo-pamira-konec-xix-nachalo-xxi-vv.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sisteme-oplati-truda-grazhdanskih-sluzhashih-rabotnikov-organizacij-soderzhashihsya-za-schet-sredstv-gosudarstvennogo-byudzheta-rabotnikov-kazennih-predpriyatij.html
  • lecture.bystrickaya.ru/53-uporyadochenie-odnoimennih-rubrik-otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-na-otraslevoj-konferencii-po-ohrane-truda-10-04-2008-g.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-belij-dom-za-haj-tekom-vse-v-odnoj-lodke.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/biznes-plan-salona-krasoti-srednego-klassa.html
  • composition.bystrickaya.ru/patenti-zakoni-skautov-8.html
  • predmet.bystrickaya.ru/shpargalka-po-pravovedeniyu-ponyatie-nauki-pravovedenie-ee-predmet-i-metodi.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poksvirusi-vozbuditeli-naturalnoj-ospi.html
  • education.bystrickaya.ru/1243-funkciya-06-zapis-registra-nastrojki-tablichnogo-parametra-instrukciya-po-montazhu-i-ekspluatacii-24-10.html
  • writing.bystrickaya.ru/hrama-pokrova-bozhiej-materi-pos-erino-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prikaz-02-02-2012-113-oprovedenii-gorodskogo-festivalya-literaturnogo-tvorchestva-shkolnikov.html
  • bystrickaya.ru/zanyatie-8-upravlenie-emociyami-metodicheskie-rekomendacii-dlya-rukovoditelej-i-specialistov-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/68-sfera-sovmestnogo-vedeniya-rf-i-ee-subektov-nauka-konstitucionnogo-prava-otnositsya-k-otraslevim-yuridicheskim.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-metodi-optimizacii-dlya-specialnosti-230105-programmnoe-obespechenie-vichislitelnoj-tehniki-i-avtomatizirovannih-sistem.html
  • studies.bystrickaya.ru/bileti-po-grazhdanskomu-pravu-chast-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/yazik-i-rech-kultura-rechi-yazikovie-normi.html
  • esse.bystrickaya.ru/razdel-iii-meropriyatiya-po-realizacii-programmi-programma-razvitiya-municipalnoj-sistemi-dopolnitelnogo-obrazovaniya.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perednyaya-panel-elanvision-ev8000s.html
  • credit.bystrickaya.ru/plan-referata-lichnost-karla-yunga-vozzreniya-karla-yunga-na-kulturu-v-celom-koncepciya-kulturi-karla-yunga.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-2-eresi-strategicheskogo-podhoda-osnovnie-harakteristiki-strategicheskoj-terapii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.