.RU

Опыт МГУ им. М.В.Ломоносова - Литература 106


^ Опыт МГУ им. М.В.Ломоносова
Трудоемкость учебного модуля, выраженная в кредитах, не имеет прямого эквивалента в академических часах, а указывает долю трудоемкости данной дисциплины в рамках всей образовательной программы. Таким образом, суммарная трудоемкость всех дисциплин годового учебного плана приравнивается к 60 зачетным единицам, а затем перераспределяется для каждого предмета в зависимости от доли его часов в годовом бюджете учебного времени.

Кредиты (зачетные единицы) назначаются всем компонентам учебной программы (дисциплинарные модули, практика, исследовательская работа, итоговая выпускная работа, диссертационная работа и т.д.). Они отражают объем работы, необходимый для достижения результатов образования средним по способностям студентом в отношении к общему объему работы, требуемой для успешного завершения полного года обучения. Максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю должен быть не более 54 академических часов, т.е. 1,5 зачетных единицы.

Представляется, что для каждой специальности дисциплины, углубляющие профессиональную подготовку, должны иметь большее количество кредитов по сравнению с дисциплинами общеобразовательного характера, не направленными непосредственно на формирование профессиональных компетенций. Естественно, чем более значима дисциплина, тем более трудоемка она должна быть для студента как в части временных затрат, так и в части разнообразия и уровня форм выполняемой учебной нагрузки.

1. Суммарная трудоемкость дисциплин, включая учебные практики, итоговую аттестацию, самостоятельную работу студента четырехлетнего бакалавриата, приравнивается к 240 з.е.

2. Вычисляется «приведенная» величина по дисциплине, то есть количество академических часов, предусмотренных ГОС, плюс экзамены и практики (1 з.е. на семестровый экзамен). Например, по ГОС трудоемкость четырехлетней программы = 8640 а.ч., «приведенные часы» составят 8972 а.ч.

3. Путем деления «приведенных часов» на общую трудоемкость в зачетных единицах (240 з.е.) вычисляется «долевой вес» одной зачетной единицы в данном учебном плане. Например: 8972 а.ч. : 240 з.е. = 37.383 а.ч./з.е. Полученная цифра составляет «долевой коэффициент» дисциплины в учебном плане.

3. Вычисляется доля каждой дисциплины в учебном плане: «приведенные часы» по каждой дисциплине делятся на «долевой коэффициент». Например, математика (по ГОС = 600 а.ч.) = 672 а.ч. : 37.383 = 17.98 (з.е.)

4. Полученные дробные значения округляются до целых при условии, что сумма зачетных единиц по всем элементам учебного плана остается равной 240 зачетным единицам.

Авторы «долевого подхода» указывают, что если при распределении кредитов по составляющим учебного плана исходить из ориентации на результаты образования, то дисциплины, развивающие скорее кругозор, чем профессиональные навыки и носящие ознакомительно-информационный характер, должны получать меньшее число кредитов.

Из всех разрабатываемых сегодня в России методик пересчета трудоемкости из часов в кредиты наиболее широко используется так называемый «долевой подход», подробно описанный выше. Этот метод позволяет учесть роль каждого компонента в целостности учебной программы, не нарушая годового и семестрового нормативов ECTS (60 и 30 з.е. соответственно), позволяет определить кредитный «вес» курсовой единицы, исходя из ее роли в формировании тех компетенций, которыми студент должен обладать по окончании учебы. Данный подход, в свою очередь, хорошо согласуется с модульным принципом компоновки образовательной программы. При «долевом подходе» выраженная в зачетных единицах трудоемкость любого элемента образовательной программы – учебной дисциплины, выпускной работы, учебной практики и т.д., указывает не столько на их часовые эквиваленты, сколько на то, какова доля этого элемента относительно показателя общей трудоемкости образовательной программы.

Данный подход позволяет учесть болонские нормативы по количеству кредитов в масштабе всего учебного плана. Это отличается от министерской методики пересчета тем, что позволяет распределять показатели трудоемкости по долям и видеть всю картину учебной нагрузки студента сразу, а не подгонять ее к итоговым цифрам. Однако, стремясь не превысить планку 240 кредитов для бакалавриата, 360 – для магистра, в этом случае можно не учесть кредитные нормы применительно к таким фрагментам учебного плана как год, семестр, триместр. Поэтому так называемые «промежуточные» европейские нормы (60 кредитов в год, 30 кредитов за семестр или 20 – за триместр) также важно принимать во внимание, поскольку академическая мобильность студентов чаще всего исходит из их семестрового пребывания за рубежом, и, следовательно, предполагает, что в родном вузе семестровый кредитный показатель должен быть признан и зачтен. Если же он оказывается заниженным или завышенным из-за неравномерного распределения трудоемкости, то такое признание может вызывать трудности.
^ Опыт СПбГУ
Выше говорилось, что мера трудоемкости дисциплины зависит от ее содержания и значимости для подготовки студента. Из этого исходили вузы, пошедшие по пути разработки «понижающих» коэффициентов пересчета. Для этого многие вузы, исходя из роли курсов в достижении тех или иных образовательных целей, противопоставили дисциплины гуманитарного и социально-экономического (ГСЭ) и естественно-научного (ЕН) циклов и дисциплины обще-профессионального (ОПД) и специального (СД) циклов. Для первых вырабатывались более высокие значения коэффициентов пересчета, для последних – более низкие, в результате чего при расчете кредитной стоимости той или иной дисциплины в учебном плане возникала обратная пропорциональность.

Например, в СПбГУ для этих циклов установлены разные коэффициенты пересчета, регулирующие также расчет в зачетных единицах аудиторной и самостоятельной нагрузки:


Цикл (блок)

Ауд. занятия

Самост. работа

ГСЭ

50

75

ЕН (ест.-н. ф-ты)

(гум. ф-ты)

36-50

40-45

54-75

60-67

ОПД

30

45

СД

36

54

ДНМ

30

45

СДМ

36

54

НИР

36

54



Путем деления часовой трудоемкости дисциплины по стандартному учебному плану на эти коэффициенты отдельно для аудиторной и для самостоятельной работы получается «вес» дисциплины в зачетных единицах. Например, если по учебному плану трудоемкость дисциплины «Экономика» цикла ГСЭ, составляет 108 часов (56 ч. ауд.+ 52 ч. самост. раб.), то следует разделить количество часов по дисциплине на приведенные выше коэффициенты для цикла ГСЭ соответственно: 56:50=1,12; 52:75=0,7. В итоге получаем 1,82 з.е. или, округляя, - 2 з.е.

^ Опыт Государственного университета – Высшей школы экономики
В ГУ-Высшей школе экономики кредитно-модульная система организована несколько иначе. Здесь учебный год поделен на 5 модулей, каждый из которых в среднем равен 6-7 учебным неделям и одной неделе самостоятельной подготовки. В конце каждого модуля по определенным дисциплинам студент получает кредиты. В ГУ-ВШЭ предметам не присваивается определенное количество кредитов. Это число определяется иначе: сначала работу студента преподаватель определяет по своей 100-процентной системе. Затем он переводит это число в 10-балльную систему. Полученные баллы умножаются на коэффициент трудоемкости данного предмета, и в результате получается количество кредитов. К примеру, 78% по предмету «Социальная психология» соответствует 9 баллам. Коэффициент трудоемкости данного предмета – 1.1. Таким образом, студент получает 9.9 кредитов.

Есть и другая особенность ВШЭ: каждые три месяца там составляется рейтинг успеваемости студентов, который, по мнению администрации университета, наиболее точно оценивает работу каждого студента. Такая система организации учебного процесса в европейском формате – довольно жесткая система, т.к. студентов оценивают не два раза в год во время сессии, а по окончании каждого модуля (раздела содержания), т.е. каждые 1.5-2 месяца. С другой стороны, такая система вырабатывает у студентов привычку к постоянному напряженному труду, способствует более глубокому освоению материала и позволяет четко контролировать успеваемость. Кроме того, у студентов ВШЭ нет перегрузки по количеству дисциплин и аудиторных часов, и они имеют больше свободного времени для самостоятельной подготовки.

Получается, переход к кредитам – это не просто адаптация наших оценок в мировом образовательном пространстве. Это своего рода изменение подхода к образованию. Переход к кредитно-модульной системе подразумевает новую организацию труда студентов, при которой полученные кредиты будут показывать не то, как успешно студент ответил на экзамене, а то, как систематически и интенсивно он работал во время учебы.

Зачетные единицы (кредиты) присваиваются каждой дисциплине, входящей в основную часть образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования (ВПО).

Зачетные единицы (кредиты) не присваиваются дисциплинам, входящим в блок «Другие виды подготовки». Кредитованию не подлежат все виды практики, научно-исследовательская работа магистров, подготовка выпускной квалификационной работы, итоговая государственная аттестация.

Зачетные единицы (кредиты) рассчитываются по критерию общей трудоемкости дисциплин (число недель и интенсивность нагрузки для студента).

Одна зачетная единица (кредит) равна отношению общего количества часов, приходящихся на основную часть образовательной программы по направлению подготовки (специальности) ВПО в учебном году, к 60 кредитам ECTS. Т.е. используется описанный выше «долевой подход».

Количество зачетных единиц (кредитов), присваиваемых каждой дисциплине, входящей в основную часть образовательной программы по направлению подготовки (специальности) ВПО, равно частному от деления общего количества учебных часов, выделяемых на дисциплину, к количеству часов, соответствующих 1 зачетной единице (1 кредиту).

Все виды текущего контроля знаний (контрольная работа, эссе, реферат, домашнее задание, курсовая работа и др.), промежуточного и итогового контроля знаний по данной дисциплине входят в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах (кредитах).

Средняя величина зачетной единицы (кредита) в бакалавриате ГУ-ВШЭ на протяжении последних лет составляла 27 часов, в магистратуре – 19 часов. (средняя величина кредита в бакалавриате в европейских странах лежит в промежутке от 25 до 30 часов). Зачетные единицы (кредиты) дисциплин, входящих в состав общеуниверситетских факультативов, а также дисциплин, изучаемых на других факультетах при расчете кумулятивных рейтингов студентов, определяются исходя из средних величин зачетных единиц (кредитов) в ГУ-ВШЭ в учебном году.

Годовая сумма зачетных единиц (кредитов) по всем дисциплинам основной части образовательной программы по направлению подготовки (специальности) ВПО на каждом курсе каждого факультета должна быть равна 60 кредитам ECTS. Между полугодиями зачетные единицы (кредиты) могут распределяться неравномерно. Если суммы кредитов по программам различных специализаций на конец полугодия различаются, то для выравнивания нагрузки студентов применяют поправочный коэффициент.

Например: На курсе студенты обучаются по трем специализациям, при этом в первом семестре по двум из них дисциплины специализации имеют общий кредитный вес 30 единиц, а по третьей специализации общий кредитный вес дисциплин специализации составляет 26 единиц. Следовательно, при подсчете текущего рейтинга в первом семестре третьей специализации будет применяться поправочный коэффициент 1,15.

Если дисциплина не завершается в рамках одного модуля (полугодия) и продолжается в другом(их) модуле(ях) (полугодии), зачетная единица распределяется между отдельными модулями (полугодиями) пропорционально количеству аудиторных часов.

Например: Дисциплина «История политических учений» читается во 2-3 модулях, 42 и 28 часов соответственно. Количество зачетных единиц, равное 6, распределяется как 3,5 зач. ед. во 2-м модуле и 2,5 в 3-ем модуле.

Для оценки успеваемости студентов используется 10-балльная система. Студент получает соответствующие зачетные единицы (кредиты) по учебной дисциплине, если результирующая итоговая оценка по десятибалльной системе не менее 4 баллов.

Система зачётных единиц (крéдитов) в ГУ – ВШЭ реализуется в следующем порядке:

1) Система зачетных единиц (кредитов) рассчитывается деканатами факультетов в процессе разработки рабочих учебных планов и представляется для проверки в Учебно-методическое управление (УМУ).

2) Система зачетных единиц (кредитов) после проверки УМУ утверждается одновременно с утверждением рабочих учебных планов.


pamyatka-dlya-studentov-po-oformleniyu-pismennih-rabot.html
pamyatka-dlya-turista-po-egiptu.html
pamyatka-dlya-turista-viezzhayushego-v-velikobritaniyu.html
pamyatka-dlya-uchitelej-i-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij.html
pamyatka-effektivnogo-obsheniya-16.html
pamyatka-kak-rabotat-s-chernovikom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/rezultativnost-uchastiya-uchashihsya-mou-gimnazii-46-v-smotrah-olimpiadah-konkursah-sorevnovaniyah.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-filosofiya-napravlenie-oop-221000mehatronika-i-robototehnika.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-mgppu-po-pnpo-za-period-s-06-02-08-g-po-12-02-08-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-4-uchet-osnovnih-sredstv-i-kapitalnih-vlozhenij-cel-programmi-master-delovogo-administrirovaniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/kolichestvennij-analiz-shkolnogo-tura-predmetnih-olimpiad-obshih-rekomendacij-po-podgotovke-publichnih-dokladov.html
  • literature.bystrickaya.ru/centr-esteticheskogo-vospitaniya-detej-nizhegorodskoj-oblasti-otryadnomu-vozhatomu.html
  • student.bystrickaya.ru/3-analiz-zhiznennih-ciklov-obektov-uchebnoe-posobie-tyumen-izdatelstvo-tyumenskogo-gosudarstvennogo-universiteta-2011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svedeniya-harakterizuyushie-sostoyanie--23-1912-.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekspluatacii-tehnicheskih-sredstv-stranica-3.html
  • bukva.bystrickaya.ru/poeziya-k-balmonta.html
  • pisat.bystrickaya.ru/sushnost-osnovnih-ponyatij-urovnya-zhizni-naseleniya.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vnachale-sozdayutsya-spravochnie-materiali-v-html-kode-rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-i-ispolzovaniya-russkoj.html
  • shpora.bystrickaya.ru/ya-student-vostokovedcheskogo-fakulteta-sh-a-amonashvili-kak-lyubit-detej.html
  • predmet.bystrickaya.ru/reshenie-ot-25-maya-2006-g-n-33-stranica-4.html
  • report.bystrickaya.ru/ionoobmennie-smoli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-po-rabote-s-odarennimi-detmi-novij-den.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-vosmaya-strugackij-hishnie-veshi-veka.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-kurs-bazi-dannih-visual-foxpro-kol-vo-auditornih-uchebnih-chasov-40-.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-evolyuciya-ili-katastrofa-izmenenie-magnitnogo-polya-zemli-vspishki-sverhnovih-zvezd.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-na-yanvar-2011-g-data.html
  • desk.bystrickaya.ru/oriana-fallachi-yarost-i-gordost-stranica-11.html
  • literature.bystrickaya.ru/disciplini-po-viboru-katalog-elektivnih-disciplin-po-specialnosti.html
  • writing.bystrickaya.ru/aktivizaciya-uchebnogo-processa.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/44-ekonomicheskie-mehanizmi-proekt.html
  • tasks.bystrickaya.ru/33plani-budushej-deyatelnosti-emitenta-ezhekvartalnij-otchet-zakritoe-akcionernoe-obshestvo-mospromstroj-kod-emitenta.html
  • report.bystrickaya.ru/gosudarstvennoe-regulirovanie-myasnoj-otrasli-7.html
  • composition.bystrickaya.ru/polozhenie-v-otdelnih-stranah-stranica-9.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/referat-k-mediaproektu-esli-dusha-rodilas-krilatoj.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shkola-budushego-s-nachala-goda-v-zabajkale-bolee-7-tisyach-zhenshin-vospolzovalis-rodovimi-sertifikatami.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-4-razrabotka-organizacionno-metodicheskih-podhodov-k-optimizacii-sistemi-lekarstvennogo-obespecheniya-lgotnih-kategorij-grazhdan-v-rt.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-opredelenie-ponyatiya-socialno-ekonomicheskaya-adaptaciya-avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-psihologiya-biznesa-specialnost-080102-mirovaya-ekonomika.html
  • shpora.bystrickaya.ru/za-35-protiv-0-vzdrzhali-se-0-protokol.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-mitropolita-smolenskogo-i-kaliningradskogo-kirilla-predsedatelya-otdela-vneshnih-cerkovnih-svyazej-moskovskogo-patriarhata-po-voprosam-vzaimootnoshenij-s-russkoj-zarubezhnoj-cerkovyu-i-staroobryadchestvom.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennie-konflikti-i-metodi-ih-uregulirovaniya-stranica-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.