.RU

Осадок 1 - Календарный план лекций по курсу “ химия” Для студентов направления


Осадок 1
Промыть

Дистил. Водой


Дистиллир.

Вода

20 капель


Перемешать

Центрифугировать

Раствор вылить

Осадок 1






В осадке 1

  • катионы

  • V,VI

  • Групп




Анализ осадка 1. К промытому осадку 1 добавьте 40 капель 2 M HNO3, перемешайте, нагрейте на водяной бане до растворения осадка. Получим раствор 2. В растворе 2 находятся катионы V,VI групп. Если есть сомнения в предварительных испытаниях на эти катионы, то анализ можно повторить. Взять несколько капель раствора 2 и провести опыт так, как описано выше для катионов Mn2+, Cu2+, Co2+, Ni2+.

Чтобы открыть катион Mg2+, нужно отделить катион Mg2+ и катионы VI от катионов V группы

Отделение Mg2+, VI от V
Раствор 2
5 капель

5 капель

конц. Аммиака,

кристал.

NH4NO3

Центрифужная пробирка

Перемешать.

Нагреть на водяной бане

2 мин.

Центрифугировать

Центрифугат 2. ^ Слить в чистую пробирку

Осадок 2




Mg2+,

[Cu(NH3)4]2+

[Co(NH3)6]2+

[Ni(NH3)6]2+

В осадке 2

Fe(OH)3

Mn(OH)2

Открытие Mg2+

2 капли

центрифуга-та 2

Na2HPO4

3 капли

Пробирка

(2-3 капли 2 M HCl)

до рH 9

Белый кристалли-ческий осадок




Есть Mg2+




Контрольная задача №5

Анализ смеси анионов

SO42-, CO32-, PO43-, SiO32-, Cl-,S2-, NO3-, MoO42-, WO42-, VO3-

В контрольной задаче нужно 4 – 5 анионов открыть дробным методом. Все реакции для открытия анионов проводят в отдельных пробах раствора.

Следует помнить, что раствор, в котором определяют анионы, из катионов могут содержать только катионы K+, Na+, NH4+.

Записать вариант № , измерить рН, 1) цвет, 2) осадок, 3) запах.

1) Все рассматриваемые анионы бесцветны, поэтому цвет раствора контрольной задачи должен быть бесцветным. Но иногда раствор оказывается окрашенным, как результат действия рН и реакций обменного или окислительно-восстановительного типа между некоторыми анионами (редкими).

^ Если в растворе присутствуют восстановители (S2-), которые восстанавливают молибдат- ион MoO42- до степени окисления MoV, то раствор будет иметь синий цвет:

2 MoO42- + 6 H+ + S2- = S + 3 H2O + Mo2O5

В нейтральном или слабокислом растворе образуется молибденовая синь.

Раствор контрольной задачи на смесь анионов может иметь осадок.

2) Осадок белый кристаллический, среда кислая (рН =1-2)

В этом случае в осадке может быть вольфрамат-ион WO42-, образовавший вольфрамовую кислоту по уравнению реакции:

WO42- + 2 H+ = H2WO4

белый осадок вольфрамовой кислоты

Осадок в виде геля (студенистообразный или желеобразный) образует силикат-ион

в кислой среде.

SiO32- + 2 H+ = H2SiO3

Осадок, образованный между силикат-ионом и молибдат-ионом, растворимый в HNO3 .

12 (NH4)2MoO4 + Na2SiO3 + 22 HNO3 = (NH4)4[SiMo12O40] + 20NH4NO3 + 2NaNO3 + 11H2O

аммонийная соль

кремнемолибденовой кислоты

Аналогичное соединение образует фосфат-ион и силикат-ион.

  1. Неприятный запах указывает на присутствие в растворе задачи S2-.
^ Последовательность анализа смеси анионов

  1. Открытие аниона III группы (NO3-) с дифениламином

Опыт. В пробирку возьмите 3 капли раствора задачи и прибавьте 3 капли реагента дифениламина. На стенках пробирки появится темно-синее окрашивание, если в задаче есть анион NO3-.

2. Открытие анионов IV группы (редких анионов) MoO42-, WO42-, VO3-

Реакции с редкими анионами идут медленно и их нужно оставить на 10 минут, чтобы реакция прошла. Групповым реагентом на эту группу редких анионов является металлический цинк и концентрированная HCl.

Опыт. В пробирку возьмите ^ 5 капель контрольной задачи, положите гранулу металлического цинка Zn и 4 капли концентрированной соляной кислоты HCl. Оставьте стоять на 10 мин. Изменение цвета раствора указывает на присутствие всех или какого-нибудь редкого аниона. Если через 10 мин. не произойдет изменение цвета раствора, то можно сделать следующие выводы:

  1. Нет анионов этой группы

  2. Мала концентрация редких анионов и не получается эффект с групповым реагентом. В этом случае открываем каждый анион характерной аналитической реакцией.



Открытие WO42-, MoO42-:

Опыт. На предметное стекло положите кусочек фильтровальной бумаги. На фильтровальную бумагу нанесите 2 капли концентрированной HCl, 1 каплю NH4SCN,

^ 1 каплю задачи, 1 каплю SnCl2. В центр этого пятна добавьте 1 каплю SnCl2, 1 каплю концентрированной HCl. Если есть MoO42-, то края пятна будут красного цвета, если есть WO42- , то центр пятна окрасится в синий цвет.

Открытие VO3-:

Опыт. В пробирку возьмите 3 капли 1 M H2SO4 , 3 капли 3% H2O2 пероксида водорода. Через 5 мин. добавьте 5 капель эфира и 3 капли задачи. Хорошо перемешайте. В присутствии VO3- органическая фаза окрасится в оранжевый цвет.
^ Отделение редких анионов от анионов других групп
Иногда следует провести отделение редких анионов от других.

Опыт. В центрифужную пробирку возьмите 10 капель раствора задачи, добавьте 10 капель 2 М раствор HCl.

При этом VO3- остается в растворе, а WO42- , MoO42- дают осадки:

WO42- + 2 H+ = H2WO4

MoO42- + 2 H+ = H2MoO4

Эти осадки следует отцентрифугировать. Раствор (центрифугат) слить в чистую пробирку и открывать другие анионы. Осадок анализируем на присутствие WO42- и MoO42-.

Отделение WO42- от MoO42-.

К осадку добавить избыток концентрированной HCl. В этом случае, если есть MoO42-, то он переходит в раствор, а H2WO4 останется в осадке.


^ 3. Открытие II группы анионов

Опыт. Возьмите в пробирку 3 капли задачи, добавьте 3 капли 2М HNO3, добавьте 3 капли AgNO3. Наблюдайте цвет осадка. Если осадок черный, то есть сульфид-ион S2-. Добавьте к этому осадку 4 капли конц. раствора HNO3, хорошо перемешайте и нагрейте на водяной бане 2 минуты. Если в растворе задачи присутствует Cl-, то в этих условиях в кислой среде он осаждается в виде белого осадка AgCl.

S2- ( если он есть в растворе) в этих условиях останется в растворе, так как сульфид серебра Ag2S растворяется в HNO3, особенно при нагревании.

При действии только раствором AgNO3 на раствор задачи может появиться осадок черного цвета, если в растворе задачи есть S2-.

При обнаружении II группы анионов следует провести на них соответствующие проверочные реакции.

Открытие Cl-

Опыт. В пробирку возьмите 2 капли раствора контрольной задачи, добавьте 2 капли 2 M HNO3, добавьте 3 капли AgNO3. К образовавшемуся белому осадку добавьте по каплям концентрированный раствор аммиака NH3 до полного растворения осадка. К этому раствору добавьте 1-2 капли фенолфталеина до образования розового цвета, по каплям добавляйте концентрированную азотную кислоту HNO3 до исчезновения розового цвета и образования белого осадка AgCl. Постоянно перемешивайте. Положительный аналитический эффект указывает на присутствие хлорид-иона.

Открытие S2-

По неприятному запаху и характерному цвету сульфида кадмия(свинца, сурьмы)

Опыт. Смочите фильтровальную бумагу солью кадмия (или солью свинца, или солью сурьмы).

В пробирку возьмите ^ 3 капли задачи, добавьте 4 капли 1 М раствора H2SO4. Перемешайте и поднесите к краю пробирки смоченную фильтровальную бумагу. Подержите 1 минуту. Если бумага была смочена солью кадмия, то на бумаге появляется желтое пятно. Если бумага была смочена солью свинца, то наблюдается черное пятно, что указывает на присутствие сульфид-иона S2-.

  1. ^ Открытие I группы анионов

Действие групповым реагентом BaCl2 ((CH3COO)2Ba, Ba(NO3)2):

Опыт. В пробирку возьмите 3 капли задачи, добавьте 4 капли BaCl2.

Образуется белый осадок, есть анионы I аналитической группы.

(При этом могут выпасть в осадок редкие анионы, если они есть в растворе).

К осадку добавить 3 капли 2 М HCl и нагреть на водяной бане 3 минуты. С осадком может быть следующее.

Остался кристаллический обильный белый осадок - есть SO42-.

Осадок в виде хлопьевидных частиц - есть SiO32-.

Мелкокристаллический осадок переходит в желтый осадок. К нему добавить концентрированного аммиака до сильного запаха, желтый осадок растворяется- есть WO42-.

Белый осадок растворился в 2 М HCl при нагревании - есть CO32-, PO43-, MoO42- или какой-нибудь из них.

Если обнаружена I группа анионов, то проводят открытие соответствующих анионов этой группы.

^ Открытие SiO32-

Если рН раствора задачи 4-6 и осадка в виде геля не видно, то следует сделать предварительные испытания на SiO32-:

Опыт. В пробирку возьмите ^ 6 капель задачи добавьте несколько кристалликов NH4Cl, хорошо перемешайте, нагрейте на водяной бане 2 минуты. Присутствие SiO32- доказывается образованием гелеобразного осадка, являющегося смесью различных кремневых кислот

m SiO2 n H2O.

Открытие SO42-

Опыт. В пробирку возьмите 2 капли задачи, 2 капли 2 M HCl, 2 капли BaCl2. Хорошо перемешайте. Образование белого кристаллического осадка указывает на присутствие аниона SO42-.

Открытие PO43-

Выполнение опыта обнаружения PO43- (если нет S2-) с молибденовой жидкостью:

В пробирку возьмите 5 капель молибденовой жидкости, нагрейте пробирку на водяной бане 2 минуты, добавьте ^ 1 каплю задачи и несколько кристалликов NH4NO3 . Хорошо перемешайте. Через некоторое время появится мелкокристаллический жёлтый осадок в присутствии фосфат-иона.

^ Выполнение опыта обнаружения PO43- в присутствии S2-:

в пробирку возьмите 3 капли задачи, добавьте 2 капли конц. HNO3, хорошо перемешайте, нагрейте на водяной бане 3 минуты. После чего с этим раствором повторите опыт, как описано выше.

Открытие CO32-

Опыт. В одну пробирку сосуда Ландольта налейте 2 мл насыщенного раствора Ca(OH)2 в другую пробирку сосуда Ландольта возьмите 5 капель задачи и 5 капель 2 М HCl. Закройте сразу пробкой и наблюдайте. В пробирке с контрольной задачей и кислотой заметно выделение пузырьков газа, а в пробирке с Ca(OH)2 наблюдается помутнение (белый осадок), следовательно, есть карбонат-ион CO32-.

^ Запишите общий вывод, уравнения реакций в сокращенном ионно-молекулярном виде только для открытых анионов.


Контрольная задача 6

Лабораторная работа
^ Анализ смеси сухих солей

В задаче могут быть две соли: один катион или два из всего набора изученных катионов; один или два аниона из следующих анионов Cl-, NO3-, SO42-, CO32-.

Нужно сделать анализ предложенной смеси сухих солей, открыть катионы, анионы, которые входят в состав солей, и составить формулы солей.

При этом могут быть два варианта: 1 вариант – соли растворяются в воде или одна из солей растворяется в воде; 2 вариант – соли или одна соль не растворяется в воде.

  1. Смесь солей следует внимательно рассмотреть и записать цвет.

По цвету сухого вещества можно предположить, какие катионы входят в состав солей.

Если смесь солей бесцветная, то отсутствуют окрашенные катионы: Fe2+, Fe3+, Cu2+, Ni2+, Co2+, Cr3+. Если смесь солей окрашенная и не видно белой соли, то в состав анализируемых солей входят только окрашенные катионы. Если смесь солей имеет белый и окрашенный цвета, то в состав солей входит один окрашенный, другой бесцветный катион.

  1. ^ Растворение смеси солей в воде

В пробирку взять шпателем немного смеси солей (так, чтобы соли слегка покрывали дно пробирки) и прилить дистиллированной воды (примерно 1/3 пробирки). Хорошо перемешивать 2 минуты. Если при этом сухие соли растворились полностью, то начинаем анализ этого раствора на анионы и катионы.

^ 3)Растворение смеси солей в кислоте

Если соли или одна из солей не растворились в воде, то можно предположить, что из анионов могут быть только карбонаты некоторых катионов. Растворение повторяем следующим образом. В центрифужную пробирку возьмите шпателем смеси сухих солей добавьте 3 мл 2М уксусной кислоты CH3COOH, перемешайте стеклянной палочкой, нагрейте на водяной бане 5 минут. Отцентрифугируйте. Центрифугат слить в чистую пробирку, нагреть на водяной бане 5 мин и анализировать этот раствор по преложенной схеме.

^ Схема анализа контрольного раствора

Анализ проводится в определённой последовательности в отдельных порциях раствора задачи дробным методом.

Если при проведении аналитической реакции Вы не наблюдаете предполагаемого аналитического эффекта, следовательно, в анализируемом растворе отсутствует открываемый ион, при полном выполнении всех условий проведения аналитической реакции.

Вариант №

Цвет раствора

Измерить рН =

    1. ^ Открытие карбонат-иона CO32- проводим в сосуде Ландольта.

В одну пробирку сосуда Ландольта налить примерно 1 мл насыщенного раствора известковой воды Ca(OH)2 , в другую пробирку сосуда Ландольта взять немного смеси сухих солей и добавить 6 капель 2М HCl. Сразу закрыть пробкой и наблюдать 1-2 минуты. В одной пробирке сосуда Ландольта, где был анализируемый раствор и кислота, наблюдаем выделение пузырьков газа, а другой пробирке сосуда Ландольта наблюдаем помутнение известковой воды.

Выводы: 1) Наблюдаются описанные выше аналитические эффекты, следовательно, есть CO32-. Не наблюдаются описанные аналитические эффекты, нет CO32-.

2) Если смесь солей растворилась в воде и есть карбонат-ион, то могут быть катионы- NH4+, K+, Na+. Эти катионы нужно открывать. Другие катионы с карбонат-ионом образуют карбонаты, которые не растворяются в воде.

    1. ^ Открытие сульфат-иона SO42-

Опыт: В пробирку возьмите 3 капли раствора контрольной задачи, добавьте 3 капли 2 М HCl и 4 капли раствора BaCl2. Хорошо перемешать.

Выводы: 1) Образование белого осадка указывает на присутствие в растворе сульфат-иона. Нет белого осадка, нет сульфат-иона.

  1. Если открыт сульфат-ион, а соли белого цвета, растворимые в воде, следовательно, не может быть сульфатов катионов Ca2+, Ba2+, Pb2+, так как сульфаты этих катионов в воде не растворяются. Эти катионы искать не нужно.

  2. Если открыт сульфат-ион, а соли белого цвета, растворимые в воде, то следует открывать катионы: NH4+, K+, Na+, Al3+, Zn2+, Sn2+, Mg2+, Mn2+.

  3. Если открыт сульфат-ион, соли окрашенные, растворимые в воде, то следует открывать следующие катионы: Fe2+, Fe3+, Cu2+, Co2+, Ni2+, Cr3+.

^ 1.3. Открытие хлорид-иона Cl-

Опыт: Возьмите в пробирку 3 капли раствора контрольной задачи, добавьте 3 капли 2 М HNO3, 4 капли раствора AgNO3 . Образуется белый осадок AgCl, к которому добавьте по каплям концентрированного аммиака NH3 до растворения белого осадка и образования раствора [Ag(NH3)2]Cl. К этому раствору добавьте по капля концентрированную азотную кислоту HNO3 до образования белого осадка AgCl.

Выводы: 1) Если наблюдаются выше описанные аналитические эффекты, следовательно, есть хлорид-ион Cl-.

  1. Если есть хдорид-ион, соль растворилась в воде, то следует открывать катионы I, III, IV, V, VI аналитических групп. Какие конкретно катионы нужно открывать подскажет Вам окраска солей.

    1. ^ Открытие нитрат – иона NO3-

Опыт: Возьмите в пробирку 3 капли раствора контрольной задачи, добавьте 3 капли дифениламина. Наблюдайте как по стенкам пробирки стекает синего цвета раствор.

Выводы: 1) Появление синего цвета на стенках пробирки указывает на обнаружение нират-иона. Нет синего цвета, нет нитрат-иона.

  1. Все соли нитраты растворимы в воде. Какие катионы следует открывать и в каком порядке подскажет цвет сухих солей.

Анализ катионов проводите дробным методом в отдельных порциях и в определенном порядке как предыдущих задачах на катионы.

Цвет сухих солей, их растворимость или нерастворимость в воде поможет сделать правильный выбор пути для открытия катионов, определив, какие катионы не следует искать.

polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-kornyami-derevo-silno-v-ramkah-programmi-moj-rod-na-territorii-rossijskoj-federacii-iniciator-konkursa.html
polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-na-luchshee-uchrezhdenie-klubnogo-tipa-2009-obshie-polozheniya.html
polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-pedagogov-dopolnitelnogo-obrazovaniya-serdce-otdayu-detyam-37-polozhenie-ob-oblastnom-etape.html
polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-seminare-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva-vozvrashenie-k-istokam.html
polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-socialnih-programm-i-proektov-v-sfere-profilaktiki-zloupotrebleniya-psihoaktivnimi-veshestvami-sredi-molodezhi-na-2011-god.html
polozhenie-ob-oblastnom-konkurse-yunih-chtecov-zhivaya-klassika.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-20-nuzhno-sdelat-vibor-kakoj-bila-bi-istoriya-rodis-u-potterov-devochka-proverte-podpisku.html
  • college.bystrickaya.ru/3struktura-i-soderzhanie-profilya-primernij-uchebnij-plan-16-annotacii-programm-uchebnih-disciplin-profilya-20-annotaciya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-12-chelovek-kotorij-umel-schitat-annotaciya.html
  • literature.bystrickaya.ru/domik-v-lesu-skazka-dlya-detej-i-vzroslih.html
  • predmet.bystrickaya.ru/ria-novosti-httpwwwrianru-29032006-00000-gosduma-rf-monitoring-smi-30-marta-2006-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primechanie-k-tablice-ispolzovanie-elektivnih-kursov-kak-novoe-napravlenie-estestvennonauchnoj-podgotovki-uchashihsya-starshih-klassov.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kogda-ehal-v-mantuyu-nahoditsya-ona-primerno-v-soroka-milyah-k-vostoku-ot-kremoni-razmishlyal-o-tom-chto-tak-blizko-raspolozhennih-drug-k-drugu-znamenitih-goro.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-rabochaya-programma-po-istorii-6-klass.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vdmnnost-mzh-socalno-ekonomchnimi-ustroyami-ukrani-rozvinutih-kran.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tretij-tom-dramaticheskoj-vselennoj-sleduet-schitat-v-to-zhe-vremya-chetvertim-i-poslednim-tomom-sochineniya-predstavlyavshego-soboj-odno-iz-osnovnih-moih-zanyatij-v.html
  • report.bystrickaya.ru/informaciya-ob-obyavlenii-konkursa-na-zameshenie-vakantnoj-dolzhnosti-gosudarstvennoj-grazhdanskoj-sluzhbi.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-elektrona-biblioteka-gumer.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazka-rodilas-davno-prezhde-chem-lyudi-nauchilis-chitat-i-pisat-skazki-sochinyali-narodnie-mechtateli-i-rasskazivali-ih-rodnim-i-druzyam-tak-shagala-skazka-iz-ust-v-usta.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strahovaya-deyatelnost-v-rossijskoj-federacii-chast-12.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/zarplata-pri-specrezhimah.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-11-a-v-nej-6-statej-sochinenie-grigoriya-kotoshihina.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/kreditnij-rinok-i-ego-uchastniki-chast-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kazhdij-umiraet-v-odinochku-kratkoe-soderzhanie-romana-t-drajzera-amerikanskaya-tragediya.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnoe-soderzhanie-dissertacii-ivanov-sergej-nikolaevich.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ron-rubin-styuart-enri-gould-stranica-7.html
  • grade.bystrickaya.ru/nauchno-issledovatelskaya-rabota-polozhenie-ob-attestacii-pedagogicheskih-i-rukovodyashih-rabotnikov-3-8-2-polozhenie.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sektor-kafedri-eoedtehnicheskoe-perevooruzheniemodernizaciya-i-remont-v-energetike.html
  • lesson.bystrickaya.ru/raketi.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vaniya-k-operezhayushej-geofizicheskoj-osnove-gosudarstvennoj-geologicheskoj-karti-rossijskoj-federacii-masshtaba-1-1000000-tretego-pokoleniya-vtoraya-redakciya-sankt-peterburg-2010-g.html
  • exam.bystrickaya.ru/ya-golos-vash-zhar-vashego-dihanya-po-lirike-a-ahmatovoj.html
  • report.bystrickaya.ru/klassifikaciya-sledstvennih-versij-planirovanie-ochnoj-stavki-planirovanie-osmotra-mesta-proisshestviya-planirovanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-termodinamika-a-g-rokah-fizika-tehnika-inte.html
  • composition.bystrickaya.ru/po-specialnosti-19060265-ekspluataciya-peregruzochnogo-oborudovaniya-portov-i-transportnih-terminalov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/filosofiya-rannego-ellinizma-filosofiya.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-lecheniya-razlichnih-morfologicheskih-variantov-hgn-metodicheskoe-posobie-po-pediatrii-bbk.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kommunikacionnie-kanali-i-ih-vliyanie-na-effektivnost-raboti-organizacii.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-14-metodicheskie-rekomendacii-dlya-organov-gosudarstvennoj-vlasti-subektov-rossijskoj-federacii-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-po-realizacii-federalnogo-zakona-ot-8-maya-2010-g-83-fz-v-sfere-sporta.html
  • writing.bystrickaya.ru/adovkatura-v-rossii-chast-25.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-ostrie-kunti.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.