.RU

Основы философии


Нижегородский государственный университет

им. Н. И. Лобачевского

Факультет управления и предпринимательства


А. М. Бекарев


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
Учебно-методическое пособие


Нижний Новгород

2004


Бекарев А. М. Основы философии. Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: ННГУ, 2004. – с.


Пособие предназначено для студентов гуманитарных колледжей, получающих среднее специальное образование. В связи со спецификой целевой аудитории, большое значение уделяется философской пропедевтике и анализу фундаментальных понятий. Наряду с традиционным делением пособия на темы, вопросы, литературу, каждый раздел начинается с мини-лекций (методические рекомендации), которыя способствует лучшему пониманию изучаемых вопросов и проблем.


© Бекарев А. М. Управленческие решения: алгоритмы принятия ипроцедуры разработки. 2004.


^ ФОРМУЛА МУДРОСТИ

(вместо предисловия)


Таким образом мы приходим к выводу, что человек – потомок волосатого, хвостатого, четвероногого существа, по всей видимости жившего на деревьях и безус- ловно обитателя Старого Света.
Ч. Дарвин





Человек - самое беспомощное из всех

животных, но сама эта биологическая

слабость служит основой его силы,

первой причиной развития его специфи-

чески человеческих свойств

Эрих Фромм

В самом названии философии – зерно разлада и корень множественности. Philosophia – это любовь к мудрости (гр. phile - любовь, sophia – мудрость). Есть вещи, которые легко любить. У каждого есть любимые книги, вещи, времена года. Не надо прилагать особых усилий, чтобы полюбить комфорт или лесть. И есть вещи, которые полюбить трудно. Трудно полюбить ближнего, еще труднее – врага. Впрочем, любовь сложное чувство. Несмотря на свою интуитивную ясность, любовь для многих оказывается terra incognita (лат. - «земля неизведанная»). Чтобы возлюбить, недостаточно ждать счастливого случая и надеяться на фортуну. Нужно учиться трем вещам: терпению, толерантности и, самое главное соседоточенности. По настоящему любит тот, кто может отречься от собственного Ego и сосредоточиться на объекте любви, испытав все тернии и восторги эмпатии1.

Мудрость относится к вещам, которые скорее достойны ненависти, а не любви. «Во многой мудрости – много печали». Но разве можно полюбить печаль, если не являешься духовным мазохистом?

Мудрость не определяется количеством знаний. Тот, кто знает звездное небо и не ведает о страстях земных, едва ли «умудрен» в жизни. Мудрость – это ум и понимание. Вовсе не блестящая память и прекрасное воображение. Ум – способность вникать в проблемы и решать их. Понимание обеспечивается богатым жизненным опытом. Не всегда этот опыт приятен. Даже наоборот, он чаще причиняет боль и страдания, препятствует комфорту и блаженству. Но благословенны препятствия, ими растем. Мудрость прямо пропорциональна количеству преодоленных препятствий. Научившись понимать жизненные проблемы, человек способен понять и другого человека.

«Что пользы от мудрости?», - спрашивал один из героев Платона. На первый взгляд, никакой пользы. Мудрость не оборачивается звонкой монетой. Это правда. Но достаточно мысленно представить, что мы живем в стране глупцов, чтобы прийти к утешительному выводу о пользе мудрости. Мудрецы дадут совет, сумеют простить, проникнутся пониманием. Глупцы разорят душевно и физически, оглупят и сделают изгоем. Мудрость спокойна и нетороплива, она подруга вечности. Ей чужда суета. Она не подвержена заразе. Уже только за это она достойна любви и жертвоприношения (впрочем, любовь и жертвенность - тождественны).

Подобно тому, как человек наиболее полно раскрывается в своей индивидуальной истории (биографии), любая наука может быть адекватно воспринята лишь в масштабе ее полнокровной истории. Чтобы постичь физику или математику, мало знать самые современные теории, ибо эти теории – не последние. Нужно изучить биографии физики или математики, определить их путь («дао»). Только в этом случае станут ясными границы предмета. Философия периода рождения и философия в уходящих лучах европейского заката похожи друг на друга, как младенец и старик. Именно поэтому постижение мудрости возможно через изучение философской биографии.

Есть две версии историко-философского процесса. Два варианта биографии. Один вариант имеет летальный исход, другой вариант утверждает жизненность и непреходящую молодость философии.

Сценарий со смертельным исходом расписан так. В период рождения философия была наиболее развитой. Она являла собой «науку всех наук и искусство всех искусств» (Платон). Философия воспринималась как «склад», вместилище для всех премудростей. Но уже в средние века ее лоно покинули теология и искусства. Научная революция, совершенная Н. Коперником, Г. Галилеем и И. Ньютоном, привела к тому, что с философского поля удалились естественные науки о неживой природе (в первую очередь, механика). В ХVIII в. отпочковалась биология, в XIX в. начался процесс эмансипации социально-экономических наук, завершившийся в XX столетии. На излете ХХ в. она состарилась и одряхлела, впала в «маразм» постмодернистской методологии. И в результате лишилась всего. Никакого сравнения с блестящим античным периодом, когда она пользовалась всеобщим уважением. Вместилище оказалось пустым и негодным. Опустошенная и бессильная, что ей остается? Только вспоминать прошлое и надоедливо брюзжать, поучая подрастающее поколение ученых. Правда, годы ее сочтены и пользы от нее никакой.

Второй сценарий выстроен в соответствии с идеей прогресса. Будучи простой и доступной широким массам в самом начале пути, философия становится элитарной и удивительно сложной после антропологической революции (век ХХ). Будущее – не проблема. Оно есть в той мере, в какой есть человек и его мир.

Согласно второму сценарию, предмет философии не сводится к чему-то постоянному, константному. Не сводится он ни к сумме наук, ни к их доле. Он – непостоянен, как мерцание свечи. Еще лучше, как развитие сверхновой звезды. Предмет философии расположен на окружности кругов Архимеда: между знанием и незнанием. Философия – всегда граница между изведанным и неизведанным. Если философ обращен к известному, он будет обобщать знания и получать предельные и тощие абстракции. Здесь он ограничен методом генерализации (обобщения). Его задача заключается в интеграции известного. Обобщение кончается построением философской картины мира. Всеобщие законы бытия и мышления составляют ткань этой картины.

Если философ обращен к неизвестному, то он фиксирует свое знание в форме вопросов. Философия и существует главным образом в форме вопросов, а человек, занимающийся философией, это вопрошающее существо. На один и тот же вопрос можно ответить по-разному. Ответов много. Исходя из множественности ответов можно сделать заключение о множественности философских систем (еще вернее то, что философий столько, сколько культур, контркультур и субкультур, ибо каждое культурное образование дает оригинальный ответ на поставленный вопрос). С точки зрения структуры вопросов философия едина, поскольку философы всех культур задают одни и те же вопросы по поводу неизведанного. Удвоение мира на явный (известный) и тайный (неизведанный) – это, пожалуй, то общее основание, где «встречаются» философы разных времен и народов. С этим удвоение мира согласны все. Это единственно надежный ответ на вопрос: какой он, этот мир?

Выделив себя из природы, встав в позу добровольного изгнанника из рая, человек вынужден относиться к внешнему миру. Относиться не в смысле включенности, подобно единице, которая относится к ряду натуральных чисел, а относиться как к чему-то Другому, отличному от человека. Мир для человека может быть враждебным и дружественным, близким и далеким, своим и чужим. Но он всегда Другой. Он – не человек.

Отношение человека к миру – это мировоззренческое отношение. Можно относиться к миру как религиозный человек (мир создан богом или богами). Можно относиться к миру как художник, то есть творить новый мир. Религия и мифология, философия и искусство – все эти формы сознания так или иначе рассматривают отношение человека к миру. Наука пытается «избежать» проклятия отношения. Ее интересует либо человек, либо мир (без человека). Она не затрагивает сферу отношения. Отношение человека к миру изучается философией. И изучается с помощью доступных средств науки и художественного познания.

Человек изучается комплексом медико-биологических и гуманитарных наук (психология, история, культурология, этика и др.). Мир изучается комплексом естественных, технических и социальных наук. На долю философии остается отношение между этими реальностями и их научными копиями (т. е. отношение между гуманитарным и природным социальным знанием). Отношение не остается равным самому себе и меняется в зависимости от того, каков человек и каков его мир. Нет смысла доказывать, что древний грек относился к миру иначе, чем нынешний выпускник вуза. Отношение юноши к окружающей его реальности иное, чем у глубокого старца. Молодой человек всегда преисполнен надеждами и предвкушениями удивительных открытий. Мир меняется, но медленнее человека (звезды и тысячи лет назад светили тем или иным светом). Быстрее всех меняется отношение. Даже к Солнцу у одного и того же человека разное отношение в жаркой пустыне или на Крайнем Севере.

Великое многообразие и разноцветье отношения тоже предполагает множественность философских подходов к миру и человеку. Ясно, что для исследования столь странного объекта необходимы удивительно гибкие методы и «приборы». Они есть. Их совокупность называется диалектикой. Диалектика - всеобщий метод, требующий всесторонности рассмотрения объекта и являющийся наиболее гибким инструментом теоретического познания.

Курс построен таким образом, чтобы уловить текучесть и многообразие отношений человека к миру. Изучая классические философские источники, можно увидеть, как «детское» восприятие мира древними греками сменяется благоговением средневекового человека перед могуществом вселенского Разума. А затем, на смену средневековому влюбленному романтику приходит трезвый и расчетливый гражданин буржуазного общества и начинает оценивать мир с экономических позиций. Человек, воспитанный в недрах старейших культур Востока, относится к миру «созерцательно», не желая его переделывать. Человек западной ориентации, напротив, не может примириться с данностью и горит желанием переделать мир на свой лад.

Современная мозаичная картина сосуществования разнообразных философских школ и направлений (критический рационализм и герменевтика, постструктурализм и марксистские школы, бихевиоризм и прагматизм, философия «новых философов») отражает богатую палитру отношений человека к миру. Настоящее пособие нацелено на изучение этих отношений в зависимости: 1) от человека (например верующий или атеист, прагматик или созерцатель); 2) масштаба мира (Вселенная, биосфера, общество, культура, техносфера, «внутренний мир» человека).

Каждая последующая тема логически связана с предыдущей и снабжена перечнем вопросов для изучения, глоссарием, списком литературы и, что важно, методическими рекомендациями для овладения основным сюжетом темы (своего рода «know how» - секретами мастерства, которыми делятся составители тем).


^ БАЗОВЫЕ ИСТОЧНИКИ

Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи

  1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.: Наука, 1994.

  2. Радугин А.А. Философия.- М.: Высш. шк., 1996.

  3. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья / Под ред. Н.В.Мотрошиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.

  4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. Философия ХV-ХIХ вв.) / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет», 1996.

  5. Мир философии: Хрестоматия. - М.: Политиздат, 1991. Ч.1.

  6. Мир философии: Хрестоматия. - М.: Политиздат, 1991. Ч.2.

  7. Социальная философия: Хрестоматия. - М.: Высш. шк., 1994. Ч.1.

  8. Социальная философия: Хрестоматия. - М.: Высш. шк., 1994. Ч.2.

  9. Русская философия: Малый энциклопедический словарь.- М.: Наука,1995.

  10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1998.

  11. Спиркин А. Г. Философия. М., 1999.

  12. Философия: история и современность. Хрестоматия / Под ред. А. М. Бекарева.- Н. Новгород: НГТУ, 2000.

  13. Двенадцать лекций по философии / Отв. ред. И.Я. Лойфман - Екатеринбург, 1996.

  14. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.



Раздел 3. Современная теоретическая философия



  1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений / Под ред.И.Т.Фролова. - М.: Политиздат,1989. Ч.2.

  2. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995.

  3. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М.: Наука, 1994.

  4. Радугин А.А. Философия.- М.: Высш. шк., 1996.

  5. Современная западная философия: Словарь.- М.: Политиздат, 1991.

  6. Современная философия науки: Хрестоматия.- М.: Наука, 1994.

  7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995.




odnofaznij-asinhronnij-dvigatel.html
odnogo-ya-kak-to-sprosil-valerij-brumel-ivan-lapshin-ne-izmeni-sebe.html
odnoimyonnie-chleni-predlozheniya-s-soyuznoj-svyazyu-pravila-postanovki-znakov-prepinaniya-v-kratkom-izlozhenii-moskva-2006.html
odnoj-iz-osnovnih-zadach-programmi-razvitiya-obrazovaniya-yavlyaetsya-formirovanie-edinoj-obrazovatelnoj-informacionnoj-sredi-sovershenstvovanie-uchebno-metodicheskogo-i-nauchnogo-obespecheniya-obrazovatelnogo-processa-slajd2.html
odnoj-iz-vazhnih-yuridicheskih-problem-borbi-s-organizovannoj-prestupnostyu-yavlyaetsya-zakonodatelnoe-oformlenie-predelov-i-stepeni.html
odnoj-strokoj-moskovskij-komsomolec-18042006-83-str-2-gosduma-rf-monitoring-smi-18-aprelya-2006-g.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/smezhnie-prava-soderzhani-e-pervij-shag-chto-takoe-intellektualnaya-sobstvennost-i-ee-znachenie-v-biznese.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-regionalnaya-ekonomika-specialnosti-050202-65-informatika-050201-65-matematika-050203-65-fizika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-7-fevralya-2008-g.html
  • essay.bystrickaya.ru/drevnie-slavyanskie-yaziki-terminologicheskaya-i-semanticheskaya-differenciaciya-joshkar-olinskaya-i-marijskaya-eparhiya.html
  • credit.bystrickaya.ru/pechatnie-posobiya-nachalnaya-shkola.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-vi-alfa-yahochu-virazit-blagodarnost-molchalivoj-mudrosti-tisyach-vedm-kotorie-podvergayas-repressiyam.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/russkij-yazik-nacionalnij-yazik-russkogo-naroda.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-zhelezobetonnie-i-kamennie-konstrukcii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-po-napravleniyu-podgotovki.html
  • klass.bystrickaya.ru/4-uchitel-i-shkolnaya-psihologicheskaya-sluzhba-m-v-gamezo-l-m-orlova.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/arhtekturnij-stil-klasicizm.html
  • university.bystrickaya.ru/garri-pidzhen-uvidevshij-sinevu-morya-r-t-mak-mallen-41-garri-pidzhen-uvidevshij-sinevu-morya-57.html
  • holiday.bystrickaya.ru/non-stop-moskovskij-komsomolec-fochkin-oleg-12022009-029-str-2-novosti-11.html
  • studies.bystrickaya.ru/ch-u-ledbiter-po-tu-storonu-smerti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/temi-naimenovanie-temi-kol-vo-chasov-na-vsr-po-teme-vid-i-nazvanie-vsr-studenta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/spisok-ispolzovannoj-literaturi-referat-po-kursu-finansi-i-finansi-predpriyatiya-byudzhetnaya-ustrojstvo-i-byudzhetnaya.html
  • turn.bystrickaya.ru/ooo-tavdinskij-gidroliznij-zavod-kratkij-spravochnik-po-fondam.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezervnoe-vremya4chasa-rabochaya-programma-po-fizike-7-9-klassi.html
  • essay.bystrickaya.ru/dinamicheski-naznachaemie-porti-uchebnoe-posobie-chast-pervaya.html
  • books.bystrickaya.ru/elektivnie-uchebnie-predmeti-5-chasov-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-po-ustavu.html
  • institut.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-tema-harakteristika-deyatelnosti-uchashihsyavidi-uchebnoj-deyatelnosti.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/koncepciya-organizacii-vneuchebnoj-proektnoj-nauchno-poznavatelnoj-deyatelnosti-shkolnika-4-sgserikov-gnserikov-5-gumanno-orientirovannaya-interpretaciya-sistemi-kachestva-obrazovaniya-5.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-1-zakon-i-pravo-moskva-2000-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/xxv-istoricheskie-rezultati-sovershennoj-petrom-antinarodnoj-revolyucii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-obuchenie-uchashihsya-uglublyonnomu-ovladeniyu-odnim-iz-aspektov-anglijskogo-yazika-i-nauchnoj-uchebnoj-issledovatelskoj-deyatelnosti-metodicheskaya-razrabotka.html
  • esse.bystrickaya.ru/rasprostranennost-osnovnih-stomatologicheskih-zabolevanij-u-rabotnikov-lokomotivnih-brigad-i-organizaciya-meropriyatij-po-ih-profilaktike-14-01-14-stomatologiya-14-02-03-obshestvennoe-zdorove-i-zdravoohranenie.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-ot-2011-osnovnaya-obsheobrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-stranica-10.html
  • thescience.bystrickaya.ru/halcbaur-u-x-17-event-menedzhment-u-halcbaur-e-jettinger-b-knause-r-mozer-m-celler-per-s-nem-t-fominoj-stranica-31.html
  • school.bystrickaya.ru/glava-goroda-harabali-familiya-imya-otchestvo.html
  • college.bystrickaya.ru/18-aprelya-2011-goda-komitet-gosudarstvennoj-dumi-po-bezopasnosti-provodit-kruglij-stol.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-o-vizite-delegacii-sankt-peterburgskogo-otdeleniya-opori-rossii-v-g-helsinki-16-01-18-01-2012-16-18-yanvarya-2012-g.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/korporativnoe-upravlenie-v-sisteme-regionalnoj-ekonomiki-stranica-2.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-predotvrasheniya-globalnih-riskov-ugrozhayushih-sushestvovaniyu-chelovecheskoj-civilizacii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/9213-izdeliya-kolbasnie-postanovlenie-pravitelstva-rossijskoj-federacii.html
  • spur.bystrickaya.ru/kontrolnie-voprosi-konspekt-lekcij-dlya-studentov-specialnosti-090804-fizicheskaya-i-biomedicinskaya-elektronika.html
  • urok.bystrickaya.ru/prilozhenie-a-stoimostnoj-analiz-produkcii-rup-maz-i-osnovnih-konkurentov.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.