.RU

Основные характеристики системы воспитания военнослужащих - Учебное пособие Санкт-Петербург 2003


^ Основные характеристики системы воспитания военнослужащих ФРГ, Франции, США и Соединенного Королевства



ФРГ

Франции

США

СК

Формирование у офицеров потребности к непрерывному самосовершенствованию, компетентности по обширному спектру воинских специальностей; практическая психологическая адаптация офицеров к условиям современных вооруженных конфликтов; социокультурный аспект

Формирование четких идеологических ориентиров, основанных на учете и информировании общественного мнения; утверждение в сознании офицеров тезиса де Голля: «Армия Франции является верным отражением ее гения»; повышение общего культурного уровня офицеров; учет межнациональных особенностей в их подготовке

Воспитание офицеров в духе национального превосходства и доминирования в ВС НАТО и современном мире, несокрушимой мощи ВС страны; на этой основе привитие американского образа действий

Формирование у офицеров способности «заставить подчиненных сражаться», высокого «морально-боевого духа»; жесткая дисциплинированность; верность историческим традициям воинских частей


Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основоположников системы обучения и воспитания ведущих иностранных армий и кратко охарактеризуйте их.

2. Дайте характеристику современной системы обучения и воспитания военнослужащих ФРГ и тенденций ее развития.

3. Дайте характеристику современной системы обучения и воспитания военнослужащих США и тенденций ее развития.

4. Дайте характеристику современной системы обучения и воспитания военнослужащих Франции и тенденций ее развития.

5. Дайте характеристику современной системы обучения и воспитания военнослужащих СК и тенденций ее развития.

6. В чем принципиальное отличие системы обучения и воспитания военнослужащих ведущих иностранных армий от системы российской армии?

7. В чем принципиальное отличие системы воспитания от системы формирования морально-боевого духа?


Рекомендуемая литература

  1. Белая книга по обороне.– М.: Посольство Франции в РФ, 1994.

  2. Бундесвер: офицер начинается с солдата // Красная звезда. – 2001. – 6 февраля.

  3. За профессиональную армию/ А.К. Быков, И.В. Домнин, С.Н. Климов и др.// Российский военный сборник. - М.: ВУ, 1998. - № 14.

  4. Офицер вооруженных сил МО США: Информационная служба: Пер. с англ. - М., 1996.

  5. Фильков С.М. Психолого-педагогическая теория и практика подготовки личного состава вооруженных сил Великобритании: Дис. …канд. пед наук. – М.: ВПА, 1990.

  6. Феденко Н.Ф., Фильков С.М. Система подготовки личного состава вооруженных сил Великобритании. – М.: ГУ ГШ РФ, 1993.

  7. Фисенко П.И. Система подготовки офицерских кадров бундесвера в военно-учебных заведениях Федеративной Республики Германии. (Критич. анализ): Дис. … канд. пед. наук. – М.: ВПА, 1977.


Раздел II. Содержание воспитания военнослужащих
Вооруженных Сил Российской Федерации


Глава 1. Теория и практика комплексного подхода к содержанию воспитания военнослужащих


§1. Методологические и теоретические предпосылки комплексного подхода


Условия развития современного общества (сложность решаемых Вооруженными Силами задач, их возросшая социальная ответственность за судьбу Родины, дело мира, снижающийся образовательный и культурный уровень молодежи, призываемой в армию и на флот) требуют постоянного совершенствования процесса воспитания. Одним из важнейших направлений повышения его эффективности и качества в современных условиях является комплексный подход.

Комплексный подход - явление многогранное и может рассматриваться с позиций различных наук. Мы предпринимаем попытку изложить методологические и теоретические основы комплексного подхода, раскрыть его психолого-педагогическую сущность, содержание и условия реализации в деятельности заместителя командира полка (корабля) по воспитательной работе.

Идея комплексного подхода к воспитанию имеет прочную методологическую базу в диалектике, и прежде всего в таких ее категориях, как «всеобщая связь» и «целостность явлений». Всеобщая связь явлений – это наиболее общая закономерность существования мира, выражающая результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.

Воспитание, как процесс формирования активного и сознательного гражданина и защитника Родины, всесторонне и гармонически развитой личности не изолировано от других явлений. С одной стороны, оно тесно связано с развитием экономики и хозяйственной деятельностью, с идеологией и политикой, культурой и искусством, которые оказывают существенное влияние на характер и содержание воспитания. С другой стороны, воспитание правомерно рассматривать как самостоятельное целостное явление. Категория целостности означает внутреннее единство объекта, его относительную автономность. Целостное понимание объекта подразумевает всесторонний, полный охват всех его свойств, сторон и связей, его внутреннюю обусловленность и специфику. Применительно к воспитанию это означает, что оно само имеет свои структурные элементы, внутренние зависимости и системообразующие факторы.

С точки зрения содержания важнейшим, сущностным элементом воспитания воинов является воинское воспитание. Его дополняют, с ним комплексно взаимодействуют такие очень важные направления воспитательной работы, как государственно-патриотическое, нравственное, правовое, эстетическое, физическое и др. Но все они «работают» на главное – воинское воспитание.

С процессуальной, управленческо-организационной и методической точек зрения важнейшими элементами воспитания выступает его объект и субъект, формы, методы и средства воздействия. Содержательная и методическая стороны воспитания тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Важнейшими системообразующими факторами воспитания, внутреннего единства всех его элементов являются присущие ему цели и закономерности.

Главная цель воспитания - всестороннее, гармоническое развитие личности человека – определяет содержание, формы, методы, средства, характер взаимоотношений и взаимодействия объекта и субъекта воспитания. Воспитание военнослужащих направлено не только на реализацию этой главной цели, но и на формирование таких морально-психологических, военно-профессиональных и боевых качеств у воинов, которые бы способствовали успешному выполнению воинского долга в мирное время и в бою. Эти цели определяют специфику воспитательной работы в армии и на флоте.

Другим системообразующим фактором выступают закономерности, внутренне присущие процессу воспитания, а именно: целостность формирования личности воина; соответствие воспитательных воздействий и взаимодействий уровню развития и индивидуально-психологическим особенностям воинов; единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки и ряд других.

А. С. Макаренко подчеркивал, что «целостная человеческая личность не воспитывается по частям. Нельзя в какой-то период воспитывать идейную убежденность, а затем какое-то другое качество». Все качества личности тесно взаимосвязаны, определяют друг друга, проявляются и развиваются в этом единстве, образуя целостный облик человека.

Закономерности процесса воспитания - системообразующий фактор, которому внутренне присущи условия взаимозависимости различных элементов воспитания. Игнорирование объективных связей воспитательного процесса, недостаточный или неправильный их учет в практической деятельности неизбежно отрицательно сказываются на эффективности педагогических воздействий.

Актуализация комплексного подхода не отрицает того факта, что его элементы характерны были для воспитательной работы и раньше. Однако в современных условиях появились возможности для более полной реализации комплексного подхода. В нашей стране осуществлены демократические преобразования, происходит постепенный переход к профессиональной армии.

Если говорить о других предпосылках комплексного подхода к воспитанию применительно к Вооруженным Силам, то следует отметить в первую очередь такие факторы, как наличие в Вооруженных Силах системы квалифицированных командных, воспитательных, юридических, инженерно-технических кадров; определенный общеобразовательный и культурный уровень личного состава; высокий уровень научной разработки проблем воспитания и богатый практический опыт воспитательной работы в мирных условиях и в условиях ведения боевых действий.

Значение комплексного подхода в деятельности военных кадров велико. Оно состоит прежде всего в том, что комплексный подход - это наиболее адекватное современному периоду средство совершенствования воспитательной практики, методологическая база деятельности по формированию всесторонне развитой личности. Комплексный подход дает в руки воспитателей всех категорий ключ к правильному пониманию воспитательного процесса, к верному выбору форм, методов, приемов и средств оптимального воздействия на формирование личности всех категорий военнослужащих.

Ранее были раскрыты сущность, содержание, принципы и методы воспитания военнослужащих. Строгий учет закономерностей, требований принципов воспитания обеспечивает всесторонний подход к решению учебно-воспитательных задач.

Актуализация комплексного подхода в современных условиях способствует пониманию воспитания как целостного явления, тесно взаимосвязанного с другими социальными явлениями. Следование требованиям комплексного подхода в практической работе позволяет охватить все стороны воспитательного процесса, выявить оптимальные пути, методы и средства педагогического воздействия на личным состав полка - бригады (корабля 1 ранга).


§2. Педагогическая сущность и содержание комплексного подхода


По своему содержанию комплексный подход включает в себя следующие основные элементы:

- определение и постановку целей воспитания, или целеполагание;

- оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия;

- изучение и учет уровня воспитанности воинов;

- согласованную и скоординированную педагогическую деятельность командиров, их заместителей по воспитательной работе, общественных организаций.

Таким образом, комплексный подход охватывает все элементы процесса воспитания, объект и субъект воздействия, цели, содержание и средства воспитания.

Воспитание, как и всякая другая деятельность, начинается с определения и постановки целей. В педагогической деятельности этот процесс называется целеполаганием и предполагает на основе общей цели воспитания всех граждан определение и постановку конкретных целей и задач воспитательной работы в целом, проведение отдельных воспитательных, учебных, административных, правовых и других мероприятий с каждым воином и воинскими коллективами. А. С. Макаренко подчеркивал: «Я под целью воспитания понимаю программу человеческой личности, программу человеческого характера, причем в понятие характера я вкладываю все содержание личности, то есть и характер внешних проявлений и внутренней убежденности, и политическое воспитание, и знания - решительно всю картину человеческой личности; я считаю, что мы, педагоги, должны иметь такую программу человеческой личности, к которой мы должны стремиться».

Определение и постановка конкретных целей воспитания, разработка программы развития личности воина имеют два этапа. Во-первых, это определение качеств, которыми должен обладать каждый воин и которые должны быть постоянно в поле зрения воспитателя. Во-вторых, это определение воспитательных целей конкретных учебных, воспитательных, организационных, административных и иных мероприятий и отдельных воспитательных актов.

Что касается качеств, которыми должен обладать военнослужащий, то они изложены в виде требований в документах Российского правительства и Министерства обороны, в военной присяге и воинских уставах, руководящих документах по боевой и общественно-государственной подготовке. Эти качества необходимо воспитывать у всех воинов. Однако в зависимости от воинской специальности они могут дополняться и другими, которые необходимы воину для качественного выполнения функциональных обязанностей. Так, для оператора станции крайне важны сосредоточенность, внимательность, развитое воображение; для заряжающего орудия - большая физическая сила, выносливость, сноровка. Все другие специальности также требуют от воинов определенных качеств, и это должно быть предметом постоянного внимания воспитателей.

Общая цель воспитания, конкретизация ее в определенных качествах личности воина - основной фон педагогической работы. На пути от целей к конечному результату находится большое поле взаимосвязанных и взаимоподчиненных частных целей и задач, которые определяются и реализуются в конкретных учебных, административных, собственно воспитательных, хозяйственных, других мероприятиях и отдельных воспитательных актах. Установление этих целей, их реализация - сложный и трудоемкий процесс.

Процесс целеполагания на разных уровнях и в различных звеньях войскового организма имеет свою специфику. Чем ниже уровень, звено, тем конкретнее должно осуществляться целеполагание, и наоборот, чем выше уровень управления, тем более общий характер носит целеполагание. Однако независимо от уровня главные функции в процессе целеполагания любого воспитателя сводятся к двум основным моментам. Во-первых, к руководству этим процессом, то есть определению целей воспитания в подчиненных подразделениях, коллективах, контролю за их реализацией. Во-вторых, к непосредственному личному участию в реализации целей воспитания.

Заместитель командира полка (корабля) по воспитательной работе, как организатор воспитательной работы, должен четко представлять воспитательные цели всех основных мероприятий, проводимых в полку (на корабле), и умело доводить их до подчиненных офицеров, прапорщиков, мичманов. Например, участвуя в разработке плана боевой подготовки, заместитель командира по воспитательной работе проявляет заботу о том, чтобы основные воспитательные мероприятия были тесно увязаны с мероприятиями плана боевой учебы. Все это повышает качество решения не только учебно-боевых задач, но и воспитательной работы.

Важным участком работы заместителя командира по воспитательной работе на этапе целеполагания является обучение подчиненных командиров, воспитателей, актива практике постановки конкретных целей воспитательной работы.

Наконец, одним из важнейших направлений деятельности заместителя командира по воспитательной работе является личное участие в реализации целей воспитания. Как показывает опыт, определение воспитательных целей конкретных мероприятий, отдельных действий представляет наибольшую сложность для воспитателей. Заместитель командира по воспитательной работе в силу своих прав и обязанностей осуществляет многообразную деятельность: управленческую, воспитательную, учебную, правовую и др. Каждый из этих видов деятельности обладает определенными воспитательными возможностями. Задача заместителя командира по воспитательной работе, как и любого другого воспитателя, состоит в том, чтобы в конкретных мероприятиях, действиях, актах по осуществлению всей деятельности максимально реализовать эти возможности. Другими словами, в каждом действии воспитателя должны четко ставиться воспитательные цели.

Опыт и исследования показывают, что не все воспитатели и не во всех случаях четко ставят воспитательные цели учебных занятий, административных и хозяйственных решений. Отдельные воспитательные мероприятия проводятся иногда без осознанно поставленных целей и определения путей их достижения. Цели воспитания, выраженные в качествах личности воина, должны постоянно находиться в поле зрения командира, политработника и всех воспитателей.

Тесно связаны с целеполаганием оптимальный выбор и эффективное применение содержания, методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия.

Когда речь идет о содержании воспитания, то в первую очередь имеется в виду обеспечение тесного единства воинского, государственно-патриотического, нравственного, правового, эстетического, физического и других видов воспитания. Это достигается, во-первых, целенаправленным морально-психологическим обеспечением боевой подготовки, жизни, службы и быта личного состава; во-вторых, систематическим проведением специальных мероприятий по всем видам воспитания; в-третьих, образцовой организацией службы, быта личного состава, личной примерностью воспитателей.

С определением содержания тесно связан выбор форм, методов, средств, приемов педагогического воздействия. Здесь кроется подлинное мастерство и искусство воспитателя. Воспитательная работа - дело сложное и творческое, здесь нет готовых рецептов, шаблонов. Ценность любого средства, приема воспитания зависит от педагогически грамотного и умелого его применения. Комплексный подход к процессу воспитания воинов и предполагает творческое использование всего богатого арсенала форм, методов, средств и приемов педагогического воздействия и взаимодействия. При этом выбор приемов воздействия и взаимодействия осуществляется на основании проверки их эффективности в практической работе с учетом достигнутых результатов в воспитании.

Оценка и учет уровня воспитанности воинов - необходимые элементы комплексного подхода к процессу воспитания. Классики военной педагогики подчеркивали, что для успешной работы прежде всего надо хорошо знать людей, которых предстоит воспитывать. Знание подчиненных - одна из уставных обязанностей всех категорий воспитателей.

Комплексный подход к изучению воинов требует:

во-первых, изучения всех без исключения подчиненных и во всех отношениях. С первых дней пребывания воинов в подразделении изучаются качества, отдельные их признаки, черты каждого воина, которые должны впоследствии обеспечить его всестороннюю подготовку к выполнению воинского и гражданского долга;

во-вторых, изучения воинов во всех видах деятельности:

в-третьих, использования воспитателями разнообразных методов изучения личности:

Изучение воинов, знание их во всех отношениях не самоцель, а средство совершенствования воспитательной работы, особенно индивидуальной.

Психологической наукой установлено, а практикой подтверждено, что внешние воздействия переходят во внутренний план личности, если они соответствуют ее установкам, идеалам и потребностям. Отсюда следует, что каждое воздействие должно строиться с учетом внутреннего мира воина, его индивидуальных особенностей и уровня развития всех качеств.

Важным элементом комплексного подхода является согласованная и скоординированная психолого-педагогическая деятельность командиров, их заместителей по воспитательной работе, актива части и подразделения. Основной смысл согласования и координации педагогических усилий коллектива воспитателей полка - бригады (корабля 1 ранга) состоит в том, чтобы каждый воспитатель:

Таким образом, комплексный подход позволяет учесть воспитательные возможности всех звеньев и элементов военно-педагогического процесса в полку - бригаде (на корабле 1 ранга), вести воспитание более эффективно и качественно.


§3. Основные направления деятельности заместителя командира

полка - бригады (корабля 1 ранга) по воспитательной работе

в реализации комплексного подхода


Реализация комплексного подхода к воспитанию зависит от дружной, согласованной работы всех воспитателей полка - бригады (корабля 1 ранга). Но в педагогическом коллективе полка - бригады (корабля 1 ранга) ведущая роль принадлежит командиру и заместителю командира по воспитательной работе. Их права и обязанности позволяют активно воздействовать на все стороны военно-педагогического процесса полка - бригады (корабля 1 ранга).

Воспитательная работа начинается с планирования. В штабах получают своеобразную первичную материализацию принципиальные установки Правительства РФ, руководящих документов по боевой и общественно-государственной подготовке, целевые установки, а также готовность воспитателей воплотить их в практику с учетом сил, средств и особенностей коллектива полка - бригады (корабля 1 ранга), отдельных воинов.

В последние годы в нашей стране и её Вооруженных Силах широкое распространение получило перспективное планирование. Оно применяется и в военно-учебных заведениях. Здесь существуют сейчас планы воспитания на все годы обучения, планы формирования и развития командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у курсантов и слушателей. Элементы перспективного планирования воспитательной работы внедряются и в войсках. Так, в ряде воинских частей разработаны перспективные планы эстетического, нравственного, правового воспитания воинов на весь период службы. Внедрение перспективного планирования в войсках, где происходит относительно частая смена личного состава, дело нелегкое, но необходимое.

Перспективные планы воспитательной работы обеспечивают комплексный подход к решению стоящих задач. Они позволяют тесно увязывать основные воспитательные мероприятия с боевой работой личного состава, правильно определять ответственных лиц за их проведение, координировать действия всех воспитателей, обеспечивать реальность и действенность текущего планирования.

Исходя из требований руководящих документов и практики войск, типовой перспективный план может включать в себя следующие основные элементы:

- основные перспективные воспитательные мероприятия по реализации постановлений Правительства РФ, требований министра обороны и ГУВР ВС РФ, других руководящих документов по боевой и общественно-государственной подготовке;

- основные мероприятия по обеспечению учебных и боевых задач;

- мероприятия по государственно-патриотическому, военно-профессиональному, нравственному, эстетическому, физическому, правовому воспитанию и др.;

- мероприятия, посвященные подготовке и проведению государственных праздников, юбилейных дат, и др.

В перспективном плане указываются ответственные лица, сроки проведения мероприятий. На основе таких планов и с учетом условий и обстановки осуществляется текущее планирование воспитательной работы в полку - бригаде (на корабле 1 ранга). Единые сводные планы могут дополняться долгосрочными планами по решению отдельных, более или менее самостоятельных вопросов.

Реальность перспективных планов воспитательной работы обеспечивается их согласованностью с планами вышестоящих органов, полным учетом всех особенностей деятельности коллективов и уровня воспитанности различных категорий личного состава, настойчивой работой всех офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), актива полка - бригады (корабля 1 ранга) по выполнению намеченных планов. Следует иметь в виду, что комплексность планов обеспечивается при условии, если они представляют собой не просто сумму отдельных мероприятий, а целенаправленную, скоординированную систему мер, охватывающую все стороны военно-педагогического процесса в полку - бригаде (на корабле 1 ранга).

Важными направлениями деятельности заместителя командира полка - бригады (корабля 1 ранга) по воспитательной работе по осуществлению комплексного подхода являются:

Заместитель командира полка - бригады (корабля 1 ранга) по воспитательной работе - это военный педагог, который призван вместе с командиром обеспечивать реализацию намеченных планов, координировать и согласовывать деятельность всех категорий воспитателей, вырабатывать единые педагогические требования.

Координация и согласование всех воспитательных усилий в полку - бригаде (на корабле 1 ранга) - это повседневная деятельность заместителя командира по воспитательной работе в целях выполнения намеченных планов, контроля и проверки исполнения, оценки качества и эффективности воспитательных мероприятий, корректировки всего военно-педагогического процесса, оказания помощи воспитателям, их обучения.

Особое место в реализации комплексного подхода занимает выработка единой педагогической линии в работе офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов (старшин), актива полка - бригады (корабля 1 ранга). Единство педагогических требований обеспечивается:

Сегодня в российской армии сложилась стройная система подготовки и воспитания самих воспитателей, которая включает:

Эффективными формами психолого-педагогической подготовки воспитателей являются служебные совещания, методические сборы, семинары по практике воспитательной работы в полку - бригаде (на корабле 1 ранга), разборы проводимых занятий и др. Эти мероприятия широко используются в войсках для повышения психолого-педагогической культуры воспитателей. На них обобщается опыт воспитания военнослужащих полка - бригады (корабля 1 ранга) в процессе боевой подготовки, боевого дежурства, караульной и внутренней служб, в часы досуга, формируется единый подход к пониманию целей, задач, направлений и методов воспитания военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала полка - бригады (корабля 1 ранга).

С точки зрения выработки единства во взглядах на воспитание военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала очень важно учитывать педагогическую сторону мероприятий. Грамотно поступают те руководители, которые перед каждой встречей с воспитателями тщательно готовятся к ней, внимательно изучают их опыт и умело распространяют его, четко ставят воспитательные цели и задачи, анализируют недостатки и упущения.

Такие формы работы воспитателей, как совещания, сборы, семинары, обмен опытом, обеспечивают коллективный поиск наиболее эффективных методов, средств и приемов педагогического воздействия на воинов. При живом, творческом обсуждении вырабатывается единство в оценке положения дел в полку (на корабле), сплачивается педагогический коллектив. А сплоченность, взаимопонимание, атмосфера творчества и взаимной требовательности - необходимые условия дальнейшего повышения эффективности процесса воспитания.

Проведением общих мероприятий с различными категориями воспитателей не заканчивается деятельность заместителя командира полка - бригады (корабля 1 ранга) по воспитательной работе. В промежутках, «в паузах» он должен вести повседневную индивидуальную работу, которая осуществляется в форме оказания конкретной помощи воспитателям, контроля их самостоятельной работы по повышению теоретического уровня и совершенствованию педагогического мастерства, обобщения и распространения положительного опыта.

В особом внимании нуждается актив полка - бригады (корабля 1 ранга). Систематическое его обновление, отсутствие опыта ведения воспитательной работы у большинства активистов требуют оказания им постоянной помощи и поддержки.

Руководство педагогическим коллективом со стороны заместителя командира полка-бригады (корабля 1 ранга) по воспитательной работе организуется в соответствии с планами вышестоящих командиров и органов воспитательной работы. Поэтому его успех обеспечивается при условии согласованности и взаимодействия всех звеньев войскового организма.

Большое воспитательное значение для всех подчиненных имеет личная примерность воспитателя. От того, как он учится, как участвует в жизни части, как умеет реализовать воспитательные возможности всех видов деятельности, зависят стиль работы подчиненных, успехи коллектива.

Таким образом, педагогически грамотная реализация комплексного подхода обеспечивает максимальное использование воспитательных возможностей военно-педагогического процесса, его оптимизацию, повышение эффективности и качества работы.

^ Вопросы для самоконтроля
1. В чем заключается сущность комплексного подхода к процессу воспитания военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала полка-бригады (корабля 1 ранга)?

2. Дайте характеристику основных структурных элементов комплексного подхода.

3. Почему комплексный подход определен в педагогической науке как важнейший путь повышения эффективности и качества воспитательной работы?

4. Раскройте специфику целеполагания в деятельности заместителя командира по воспитательной работе как организатора воспитательной работы в полку (на корабле).

5. Что значит оптимальный выбор и применение содержания, методов, форм, средств и приемов педагогического воздействия в процессе воспитания?

6. Укажите и обоснуйте основные направления деятельности заместителя командира полка - бригады (корабля 1 ранга) по воспитательной работе по реализации комплексного подхода.

7. Опираясь на опыт части, в которой Вы служили до поступления в Военный университет, раскройте и проанализируйте деятельность заместителя командира по воспитательной работе, направленную на координацию и согласование усилий всех воспитателей.


ot-istokov-zemnoj-bitvi-malcev-sergej-aleksandrovich-nevidimaya-bitva.html
ot-izdatelya-stranica-10.html
ot-izdatelya-stranica-17.html
ot-izdatelya-stranica-22.html
ot-izdatelya-stranica-67.html
ot-karakumnefti-ostalis-tolko-maslyanie-pyatna-internet-resurs-vsluhru-26022012.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-kostarev-sankt-peterburgskij-politehnicheskij-universitet.html
  • write.bystrickaya.ru/galvanicheskij-kompozicionnij-material-na-osnove-nikelya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/termini-i-ponyatiya-lekciya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/manfred-shruba-vyacheslav-ivanov-ttvorchestvo-i-sudba.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/metod-ovladeniya-povedeniem-bolnogo-istochnik-materialov-sajt-voronezhskogo-centra-nlp-tehnologij.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnutrifrakcionnaya-rabota-tv-pervij-kanal-23-11-2004-vremya-21-00-00-novosti-18-00-00-15-00-00.html
  • essay.bystrickaya.ru/chast-iii-tehnicheskaya-chast-dokumentaciya-ob-otkritom-aukcione-v-elektronnoj-forme-na-vipolnenie-rabot-po-usileniyu.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uprazhnenie-14a-podgotovka-k-poletam-dlya-otrabotki-snizheniya-po-sheme-probivaniya-oblachnosti-po-odnoj-privodnoj-radiostancii.html
  • institut.bystrickaya.ru/temi-i-variacii-russkoj-poezii-xix-hh-vekov-glava-12-stranica-10.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/prostie-lekarstva-vozbuzhdayushie-pohot-ozadachah-medicini.html
  • testyi.bystrickaya.ru/avtor-p-a-cigankov-doktor-filosofskih-nauk-professor-cigankov-p-a-c-96-mezhdunarodnie-otnosheniya-uchebnoe-posobie-stranica-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossiya-segodnya-cifri-i-fakti-srednyaya-zarplata-vozrosla-do-184-poslednyaya-konferenciya-nosila-harakter-itogovoj.html
  • composition.bystrickaya.ru/osnovnie-teoreticheskie-ponyatiya-ucheta-zatrat-i-kalkulirovanie-sebestoimosti.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-13-pedagogicheskie-sposobnosti-i-stil-pedagogicheskoj-deyatelnosti.html
  • studies.bystrickaya.ru/aleks-orlov-ataka-tenej-stranica-8.html
  • abstract.bystrickaya.ru/25-reviziya-marketinga-v-a-goncharuk-marketingovoe-konsultirovanie.html
  • institute.bystrickaya.ru/ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-izhstal-kod-emitenta.html
  • znanie.bystrickaya.ru/63-monitoring-izmenenij-sostoyaniya-puti-poyasnitelnaya-zapiska-k-novoj-redakcii-tu-po-ispolzovaniyu-informacii-vagonov-cnii-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-3-soderzhanie-disciplini-rabochaya-programma-disciplina-formirovanie-i-ocenka-konkurentosposobnosti-tovarov.html
  • institute.bystrickaya.ru/geografiya-plyazhnogo-otdiha-v-mire.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-zhne-tmd-elder-aumainda-leumettk-iti-sipattai-anitamalar-zhrgzuge-azhett.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-podgotovki-vipusknika-po-specialnosti-350400-svyazi-s-obshestvennostyu-indeks.html
  • composition.bystrickaya.ru/p8-pokritie-otsloivsheesya-ot-metalla-v-zone-povrezhdeniya-dolzhno-bit-udaleno-kraya-ostavlyaemogo-pokritiya-vokrug-povrezhdeniya-dolzhni-bit.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-shestaya-otkritie-sebya-savchenko.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/nauka-i-zhizn.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/audit-processa-realizacii-v-torgovle-chast-2.html
  • abstract.bystrickaya.ru/1-zakonomernosti-i-osnovnie-etapi-istoricheskogo-razvitiya.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-saba-trler-bojinsha-pnn-mazmni-zhne-saattarin-blu.html
  • teacher.bystrickaya.ru/g-i-zvereva-oficialnie-opponenti-doktor-istoricheskih-nauk-professor.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-6-lichnost-i-obshestvo-zakoni-celostnosti-lichnosti-vchera-segodnya-zavtra.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-3-fanfika-na-yazike-originala.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-4-j-mezhdunarodnoj-studencheskoj-nauchno-tehnicheskoj-konferencii-konferenciya-posvyashaetsya-90-letiyu-stranica-9.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prishkolnij-ozdorovitelnij-lager-sviyaginskogo-filiala-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-7.html
  • pisat.bystrickaya.ru/talizina-n-f-upravlenie-processom-usvoeniya-znanij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rekomenduemaya-literatura-laboratornaya-rabota-1.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.