.RU

Основные выводы - Учебное пособие для студентов высших учебных заведений



Основные выводы:

  1. К концу XIX века в мировой научной мысли особый интерес приобретают проблемы исследования массового сознания и поведения. Именно в данный период появляется одна из первых форм социально-психологической теории, получившая название «психологии народов». Объектом изучения данной теории становятся различные проявления социально-культурной жизни наций и народов в виде языка, мифов, обычаев, которые определяют сложные процессы психической жизни масс.

  2. На рубеже XIX–XX веков наступает новый этап в развитии социально-психологической теории, когда меняется её объект и предмет исследования. Психические процессы, сознание массы и её основные модели поведения особенно в условиях массовых социальных конфликтов, волнений, революций становится объектом изучения новой теории. Такие научные исследований позволяют открыть социально-психологическую характеристику феномена массовых скоплений людей, образующих различные формы объединения толпы, организованные движения и т.д. Многие ученые, психологи, социологи и не только из различных европейских стран, такие, например, как Ле Бон Г., Г. Тард, С. Сигеле (из Франции), Гиденс, Н.Михайловский, Н.Кареев, Л. Петражицкий, П. Сорокин, В. Бехтерев и другие внесли свой вклад в развитие психоаналитической теории формирования и развития массового сознания.

  3. Содержание психоаналитической теории массового сознания можно свести к трем основным теоретическим положениям. Во-первых, наличие и превалирование элементов бессознательного становится объективной основой возникновения специфических свойств, присущих психике больших скоплений людей. Во-вторых, механизм воздействия на глубинные психические сферы сознания массы людей основывается на действии такого психологического процесса как взаимного внушающего воздействия, который приобретает характер заражения. Внушение является первоначальным феноменом, основным фактором душевной жизни человека и предполагает целенаправленное, неаргументированное информационное воздействие одного человека на другого или группу людей, который в условиях массового скопления людей превращается в процесс заражения, интерпретируемый как невольная бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям, обладающим большой силой эмоционального контакта. Но кроме фактора внушения в функционировании механизма воздействия на глубинные психические сферы массового сознания огромное значение имеет инстинктивная подражательность социального человека. Психологическое явление подражания представляет собой сложный социально-психологический процесс, который соединяет в себе противоречивые процессы абсолютно бессознательного повторения, копирования и творческого воспроизведения. Данный социально-психологический механизм позволяет правильно понять и объяснить многие специфические коммуникативные проблемы современного общества такие, например, как проблемы функционирования и развития общественного мнения, возможности манипулирования общественным сознанием, технология и принципы пропаганды, появление и развитие социальной напряженности, истерии в обществе и др.

  4. Одно из важных положений психоаналитической теории массового сознания заключается в определении соотношения двух психических явлений массы и её вождя. Роль личности, лидера, вождя, героя приобретает значение в особые исторические периоды, когда происходит структурная перестройка всего общества и осуществляется потеря основных ориентиров социального развития, массы приходят в движение и начинают действовать. Они структурируется, приобретает организованные начала, порождая своих героев, лидеров, вождей, которые определяют какую-либо идею, производящую на массу глубокое эмоциональное впечатление и увлекают за собой по пути конкретных социальных преобразований.



^ Вопросы

  1. Какие социальные явления становятся объектом исследования на первом этапе формирования социально-психологической теории и кто является автором такой науки как «психология народов»?

  2. Какие основные психические проблемы были поставлены в центр изучения на следующем этапе становления и развития социальной психологии и кто является автором данных идей?

  3. Кто из русских ученых занимался изучением проблем психологического обоснования исторической деятельности масс?

  4. Кто из русских ученых является основателем коллективной рефлексологии и что становится объектом исследования данной концепции?

  5. В чем состоит сущность и содержание социально-психологического механизма действия массового сознания и какие основные психические процессы лежат в основе его действия?

  6. Что становится объективной основой формирования специфических качеств и свойств, присущих психике больших скоплений людей?

  7. Почему психические процессы внушения и заражения становятся еще одним фактором, определяющим объективную основу возникновения специфических свойств, присущих массе людей или толпе?

  8. Какой еще один социально-психологический процесс является определяющим фактором специфических качеств и свойств людей, составляющих массу или попадающих в толпу?

  9. Как описывают механизм взаимодействия двух психических явлений – массы и вождя – ученые, которые занимались изучением данной проблематики?

  10. В чем состоит историческое предназначение лидера, вождя, мессии, по мнению ученых, занимавшихся анализом проблем соотношения таких социальных явлений как масса и ее герой и, какова роль личности в истории развитии общества?

Литература

  1. Бехтерев В.М. «Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки». – СПб., 1911.

  2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., Наука. 1994.

  3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб., 2001.

  4. Вундт В. Проблемы психологии народов. //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Под ред. Добренькова В.И. – М., издание МУБиУ, 1996.

  5. Зиммель Г. Социальная дифференциация. - М., 1909.

  6. Кареев Н.И. «Социальная психология». Ст. в Энциклопедическом словаре. Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А. Т. XXXI. – СПб., 1900.

  7. Ле Бон Г. «Психология народов и рас». //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX веков. Под ред. Добренькова В.И. – М., издание МУБиУ, 1996.

  8. Ле Бон Г. «Психология народов и масс». – СПб., 1896.

  9. Михайловский Н.К. «Герои и толпа». //Отечественные записки. Т. CCLX, № 1, Т. CCLVIII, № 2, № 5, 1882.

  10. Московичи С. «Век толп». - М, 1996.

  11. Московичи С. Машина, творящая богов. - М., «Центр психологии и

психотерапии», 1998.

  1. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных

лет. - М., Наука, 1994.

  1. Тард Г. «Законы подражания». - СПб., 1892.

  2. Фрейд З. «Психология масс и анализ человеческого «я». – П., 1921.

  3. Фрейд З. «Будущность одной цивилизации». - М-Л., 1930.

1 Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. – С. 416-417.

2 Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. – С. 417.

3 См.: Парсонс Т. Система координат действия и общая теория действия: культура, личность и место

социальных систем. //В кн.: Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова.

- М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 448-450, 464-468.

4 Парсонс Т. О структуре социального действия, Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. - С.652.

5 Там же.

6 Там же, с. 654.

7 См.: Парсонс Т. О структуре социального действия. Изд.2-е. – М.: Академический проект, 2002. - С. 660-661.

8 Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

- С. 146.

9 См.: там же.

10 Там же.

11 Там же.

12 См.: Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ,

2006. - С. 146.

13Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In Bryson (ed.) The Communication in

Ideas. N.Y., Harper and Brothers, 1948. // Цит. по: Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном

мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999. - С. 131.

14 См.: Lasswell H.D. The structure and function of communication in society. In Bryson (ed.) The Communication

in Ideas. N.Y., Harper and Brothers, 1948. // Цит. по: Назаров М.М. Массовая коммуникация в

современном мире: методология анализа и практика исследований. - М.: УРСС, 1999. - С. 132.

15 См.: The Mathematical Theory of Communication. Copyright 1949, 1977 by the Board of Tristees of the

University of Illinois Press.

16 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958.

17 См.: Философская энциклопедия. В 5-ти томах. Т.5. - М.: Советская Энциклопедия. 1970. - С. 565.

18 См.: Винер Н. Кибернетика и общество. – М.: Изд-во Иностранной литературы, 1958. - С. 71.

19 См.: Westly B. & MakLean M. Conceptual Model for Mass Communication Research. //Jornalism Quarterly.

1957. № 34.

20 См.: Шарков Ф.И. Современные меркетинговые коммуникации. Словарь-справочник. - М.: Альфа-

Пресс, 2006. - С.118-119.

21 Козер Л. Функции социального конфликта. - М.: Идея Пресс, 2000. - С. 46.

22 См.: там же.

23 Там же, с. 51.

24 См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С.87.

25 См.: Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М.: Аспект-Пресс, 1996. - С. 72-73.

26 См.: Козер Л. Функции социальных конфликтов. - М.: Идея Пресс, 2000. - С. 58-59.

27 См.: там же, с. 70.

28 См.: там же, с. 155-156.

29 См.: Козер Л. Функции социальных конфликтов. - М.: Идея Пресс, 2000. - С. 59.

30 См.: Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. - М.: Наука, 1992. - С.28-30.

31 Цит. по Ритцер Дж. Современные социологические теории. - СПб.: Питер, 2002. - С. 247.

32 См.:.Мид Дж.Г. От жеста к символу. // В сб.: Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред.

В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 217.

33 См.: там же, с. 216

34 См.: Мид Дж.Г. Аз и Я. //В сб.: Американская социологическая мысль: Тексты. / Под ред.

В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - С. 222.

35 См.: Мид Дж.Г. Аз и Я. //В сб.: Американская социологическая мысль: Тексты /Под ред. В.И. Добренькова. – М.:Изд-во МГУ, 1994. - С.227-237.

36 Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М.: Идея Пресс, 2000. - С. 126-127.

37 См.: там же, с.131

38 См.: там же, с. 132- 135.

39 См.: Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М., Идея Пресс, 2000. - С.136-137.

40 См.: Кули Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. - М., Идея Пресс, 2000. - С.152-162.

41 См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2000.



42 См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. – М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково

поле, 2000. - С. 63- 67.

43 См.: Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково

поле, 2000. - С. 283- 287.

44 См.: Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - С. 124-125.

45 См.: Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПБ.: Ювента, 1999.

46 Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М.: Гнозис, 1996. - С. 121.

47 Там же.

48 См.: Якобсон Р. Лингвистика и поэтика. //В кн.: Структура­лизм: «за» и «против». - М.: Прогресс, 1975. –

С. 197 .

49 См.: Якобсон Р. Язык и бессознательное. - М.: Гнозис, 1996. - С.217.

50 См.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. - М., ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 39.

51 См.: Леви-Стросс К. Структурная антрополагия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С.44-45.

52 Леви-Стросс К. Структурная антрополагия. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – С. 56.

53 Там же.

54 Там же, с.66.

55 Леви-Строс К. Структура и форма. // Зарубежные исследования по семиотике фольклора. - М.: 1985. - С. 187.

56 См.: там же, с. 31

57 См.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. – М.: Прогресс, Универс, 1994.

58 См.: Барт Р. Мифологии. – М.: Изд-во им. Собашниковых, 1996.

59См.: Барт Р. Основы семиологии. //В кн.: Структурализм: за и против. - М.: Прогресс, 1975. - С.123

60 См.: Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникации. - М.: Прогресс, 1989. - С. 53.

61 См.: Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникации. - М.: Прогресс, 1989. - С. 17-19.

62 См.: Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникации. - М.: Прогресс, 1989. - С. 21-26.

63Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникации. - М.: Прогресс, 1989. - С. 15.

64 См.: Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство СПБ, 2004. - С.164.

65 См: Лотман Ю.М. Семиосфера. - СПб.: Искусство СПБ, 2004. - С.164.

66 См.: там же, с.165.

67 Лотман Ю.М. Семиотика культуры. - СПб., 2000. - С. 168.

68 См.: там же - С. 170.

69 См.: Пятигорский А.М. Избранные труды. - М.: 1996. - С. 20

70 Там же, - с. 56

71 Пятигорский А. Мифологические размышления. Лекции по феноменологии мифа. - М.: 1996. - С. 59.

72 Фуко М. Инаугурационная лекция в Коллеж де Франс. 2 декабря 1970 г.

73 См. Грицанов А.А., Абушенко В.Л. Мишель Фуко. - М.: Книжный дом, 2008. - С. 167

74 Cм.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – М.: АСТ.: АСТ МОСКВА, 2010. - C.17-33

75 См.: там же, с. 59-98.

76 См.: Фуко М. История безумия в классическую эпоху. – М.: АСТ.: АСТ МОСКВА, 2010. – C. 162.

77 См.: Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М. СПб.: Медиум,

Ювента, 1997. – С. 104 -144.

78 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М. СПб.: Медиум,

Ювента, 1997. – С.150.

79 Там же, с. 151.

80 См.: там же, с. 168.

81 Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. – М. СПб.: Медиум,

Ювента, 1997. – С. 170.

82 См.: там же, с. 169.

83 См.: Adorno T. «The Culture Industry. Selected Essays on Mass Culture». - Routledge. 1991.

84 См.: Маркузе Г. Одномерный человек. //В кн.: Американская социологическая мысль. Тексты. /Под ред.

Добренькова В.И. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 139-146.

85 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000. - С.91.

86 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000. - С. 112.

87 См.: там же, с. 106-107.

88 См.: Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб.: Наука, 2000. - С.115.

89 См.: Джеймсон Ф. Теории постмодерна. // Искусствознание. 2001, № 1. – С. 111-122.

90См.: Джеймсон Ф. Постмодернизм и общество потребления. //Логос. 2000. № 4. – С.63-77.

91 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросовет. 2000. – С. 45.

92 См.: там же, с. 148-150.

93 См.: Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросовет. 2000. – С. 148-154.


94 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М.: Добросовет. 2000. – С. 48.

95 См.:Бодрийяр Ж. Америка. – СПб.: Владимир Даль, 2000. – С.71.

96 Вундт В. Проблемы психологии народов. //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX

веков. Под ред. Добренькова В.И. – М.: издание МУБиУ, 1996. – С. 21.

97 Там же, с. 25.

98 См.: Ле Бон Г. Психология народов и рас. //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX

веков. /Под ред. Добренькова В.И. – М.: Издание МУБиУ, 1996. – С. 102.

99 Там же, с. 136.

100 Ле Бон Г. Психология народов и рас. //В кн.: Западно-европейская социология XIX - начала XX

веков. /Под ред. Добренькова В.И. – М.: Издание МУБиУ, 1996. – С. 136-137.

101 Там же, с. 139.

102 См.: Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – СПб., Изд. Группа «Азбука-классика», 2010. – С. 13.

103 См.: Фрейд З. Будущность одной цивилизации. – М-Л.: 1930. – С.13.

104 См.: Михайловский Н.К. Герои и толпа. //Отечественные записки. Т. CCLX, № 1, 1882. - С.111, 113.

105 Михайловский Н.К. Герои и толпа. //Отечественные записки. Т. CCLVIII, № 2, 1882. – С. 509-510.

106 Кареев Н.И. Социальная психология. Ст. в Энциклопедическом словаре. Брокгауза Ф.А. и Эфрона И.А.

Т. XXXI. – СПб.: 1900. – С.71.

107 См.: Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М.: Наука. 1994.

108 См.: Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994.

109 См.: Московичи С. Машина, творящая богов. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998.

110 См.: Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. - М.: Наука, 1994.- С.161.

111 См.: Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. //В кн.:Бехтерев В.М. Избранные работы по

социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - С. 143-146.

112 См.: Бехтерев В.М. Предмет и задачи общественной психологии как объективной науки. – СПб.: 1911. –

С. 3-6.

113 См.: Ле Бон Г. Психология народов и масс. – СПб.: 1896. - С.136-142.

114 См.: Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – СПб., Изд. Группа «Азбука-Классика», 2010. – С.80.

115 Ле Бон Г. Психология народов и масс. - СПб.: 1896. - С.167

116 Московичи С. Век толп. – М.: 1996. - С. 39.

117 См.: Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: 2001. - С. 10-13.

118 См.: Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. //В кн.:Бехтерев В.М. Избранные работы по

социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - С.112.

119 См.: Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. //В кн.:Бехтерев В.М. Избранные работы по

социальной психологии. - М.: Наука, 1994. - С.114 -116.

120См.: Зотов Г. 1812: пушечное мясо не в счет. // Собеседник, № 39, 1997.

121 См.: Московичи С. Век толп. - М.: 1996. - С. 44-45.

122 См.: Тард Г. Законы подражания. – СПб.: 1892. - С.51.

123Тард Г. Законы подражания. – СПб.: 1892. – С. 57.

124 См.: там же, с. 58.

125 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. //В кн.:Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной

психологии». - М.: Наука, 1994. - С.109.

126 Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. //В кн.:Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной

психологии». - М.: Наука, 1994. - С. 107.

127 См.: Михайловский Н.К. Герои и толпа. // Отечественные записки. 1882, № 5. – С. 226.

128 Ле Бон Г. Психология народов и масс. – СПб.: 1896. – С.249.

129 Михайловский Н.К. Герои и толпа. // Отечественные записки. Т. 1882, № 5. – С. 227.

130 Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я». – СПБ., Изд.группа «Азбука-классика», 2010, - С.85.


pakazalnk-ltaraturi-yakaya-prapanuecca-dlya-perarazmerkavannya-vipusk-3-2012-g.html
paket-excellence.html
paket-zakonoproektov-po-formirovaniyu-rinka-zhilya-mozhet-bit-vinesen-na-pervoe-chtenie-v-gosdume-v-seredine-iyunya.html
paketniki-pod-zakaz-doverennosti-i-pasporta-dlya-polucheniya-schetov-po-elektronnoj-pochte-vam-neobhodimo-predostavit.html
paklinskoj-municipalnoj-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-baevskogo-rajona-altajskogo-kraya-ob-obrazovatelnoj-i-finansovo-hozyajstvennoj-deyatelnosti-uchrezhdeniya.html
pakulova-v-m-prirodovedenie-priroda-nezhivaya-i-zhivaya-5-klass-uchebnik-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sekciya-6-estestvennie-nauki-odinochestva-v-tvorchestve-m-yu-lermontova-4-pastuhova-olga-4-g-tema-lyubvi-k.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/polozhenie-voprosa-v-literature-glava.html
  • write.bystrickaya.ru/galiullina-lyudmila-marselevna.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/referat-na-temu-alimentnoe-obyazatelstvo-chlenov-semi-i-ne-chlenov-rabotu.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-municipalnogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-detskogo-sada-4-goroda-lipecka-za-2010-2011-uchebnij-god.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/popov-v-a-k68-profilaktika-narkoticheskoj-zavisimosti-u-detej-i-molodezhi-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij.html
  • college.bystrickaya.ru/-kommunalshiki-nadeyutsya-ispravit-proshlogodnie-oshibki-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • spur.bystrickaya.ru/kompanii-lukomore-10-let-o-dostizheniyah-i-planah-rasskazivaet-gendirektor-seti-viktoriya-ponyatovskaya.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/massovie-infekcionnie-zabolevaniya-i-otravlenie-lyudej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izdatelskij-dom-panorama-stranica-2.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-provedeniya-obshego-sobraniya-chlenov-rossijskogo-soyuza-vistavok-i-yarmarok.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-tematicheskij-plan-i-n-denisov-8-fevralya-2001-g.html
  • notebook.bystrickaya.ru/i-s-k-u-p-l-e-n-i-e-tuman-prishel-v-malenkij-provincialnij-gorodok-rovno-bi-niotkuda-tuman-sgustilsya-nad-uzenkimi.html
  • control.bystrickaya.ru/dolzhno-bit-otformatirovano-po-centru-i-nachinatsya-s-zaglavnoj-bukvi-nazvanie-mozhet-bit-nabrano-v-neskolko-strok-no-pri-etom-dolzhen-ispolzovatsya-odinarnij-interval-ispolzujte-dve-pustih-stroki-posle-nazvaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/formirovanie-finansovih-resursov-ooo-glazovskij.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/referat-na-temu-genetika-i-chelovek-stranica-3.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-latinskij-yazik-dlya-napravleniya-030100-62-filosofiya-podgotovki-bakalavra.html
  • school.bystrickaya.ru/denezhno-kreditnaya-politika-v-respublike-belarus.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-otvetstvennost-menedzherov-v-oblasti-informacionnih-sistem-i-informacionnih-tehnologij.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-33-684-30-avgusta-2010-g-stranica-3.html
  • writing.bystrickaya.ru/kompleksnaya-mehanizaciya-stf-s-razrabotkoj-linii-ventilyacii-i-otopleniya.html
  • klass.bystrickaya.ru/75izveshenie-ob-isklyuchenii-rekvizitov-rukovodstvo-polzovatelya-list-utverzhdeniya.html
  • holiday.bystrickaya.ru/napravleniya-deyatelnosti-programma-razvitiya-otkritaya-shkola.html
  • reading.bystrickaya.ru/koncepcii-sovremennogo-estestvoznaniya-dlya-studentov-obuchayushihsya-po-specialnosti.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/ukransk-legendarn-opovd-uosoblennya-dnv-tizhnya-svyatij-ponedlok-svyata-nedlya-ta-svyata-pyatnicya.html
  • desk.bystrickaya.ru/pomosh-bolnim-s-mukoviscidozom.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-o-sostavlenii-kalendarno-tematicheskogo-planirovaniya.html
  • testyi.bystrickaya.ru/baranov-aleksandr-nikolaevich-programma-meropriyatij-prazdnovaniya-dnej-istoricheskogo-i-kulturnogo-naslediya-moskvi-18-maya-2011-goda.html
  • occupation.bystrickaya.ru/nauchnij-sotrudnik-laboratorii-populyacionnoj-genetiki-gu-nii-medicinskoj-genetiki-tnc-so-ramn-kandidat-medicinskih-nauk.html
  • learn.bystrickaya.ru/geologiya-mesta-posadki-stancii-luna-24-stranica-4.html
  • tasks.bystrickaya.ru/127ustanovlenie-kriteriev-otbora-i-ocenki-planirovanie-zakupok-17-2-sposobi-zakupok-18.html
  • essay.bystrickaya.ru/bondarenko-e-a-tehnologii-v-sfere-mediakulturi-metodicheskoe-posobie-m-2001.html
  • bukva.bystrickaya.ru/regioni-evropi.html
  • spur.bystrickaya.ru/korkin-v-p-k66-akrobatika.html
  • notebook.bystrickaya.ru/iii-chetvert-kniga-dlya-uchitelya-k-uchebniku-anglijskogo-yazika-dlya-3-klassa-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.