.RU

Основной общеобразовательной программы дошкольного образования




Приложение 1

к Приказу

Министерства образования и науки

Российской Федерации

“______” ____________ 2008 г. № ___655__


Федеральные государственные требования к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования


1. Введение


  1. Настоящие федеральные государственные требования устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию, в части определения базиса содержания дошкольного образования, структуры основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в том числе соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной (инвариантной) части основной общеобразовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (вариативной).

  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

  3. На основе настоящих требований разрабатываются:

примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

вариативные основные общеобразовательные программы.

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования пересматриваются и устанавливаются не реже одного раза в десять лет.

  2. Экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования осуществляется на основе настоящих требований.


^ 2. Основные понятия

«Активность ребенка» – инициативное участие воспитанника в образовательном процессе.

«Базис содержания дошкольного образования» – необходимое и достаточное содержание дошкольного образования, обеспечивающее достижение ребенком психологической и физической готовности к школе. Должен быть реализован во всех вариативных моделях и формах дошкольного образования.

«Безопасность» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности;

формирования основ экологического сознания (безопасности окружающего мира);

формирование интеллектуальных и личностных качеств.

«Ведущая деятельность» – деятельность ребенка, внутри которой рождаются новые виды деятельности, развиваются высшие психические функции и в результате которой возникают личностные новообразования. Ведущая деятельность дошкольного возраста – игра.

«Воспитание» – создание условий для развития личности ребенка, освоения им социального опыта, культуры, ценностей, норм и правил общества; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

«Воспитанник» – ребенок дошкольного возраста, участвующий в образовательном процессе.

«Вариативная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – это часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса дополнительно к инвариантной, и отражающая: 1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности; 2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

«Готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) и физического развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

«Дошкольное образование» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, обеспечивающий полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

«Здоровье» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

сохранение и укрепление здоровья детей;

воспитание культурно-гигиенических навыков;

формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

развитие физических, личностных и интеллектуальных качеств.

«Игровая деятельность» – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы его осуществления, и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции.

«Инвариантная (базисная) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования» – обязательная часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении дошкольного образования (или группе), имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис дошкольного образования и обеспечивает полноценный и своевременный переход воспитанников на следующий уровень системы непрерывного образования Российской Федерации.

«Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

«Качество» – 1) системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом плане и способствующее самостоятельному решению ребенком жизненных задач, адекватных возрасту; 2) интегральная единица измерения результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

«Коммуникация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

развитие активной речи детей в различных видах деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами русской речи;

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Кругозор» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

формирование адекватных представлений ребенка о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

формирование целостной картины мира;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Линия развития» – см. «основные направление развития ребенка».

«Музыка» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

развитие музыкально-ритмической деятельности;

приобщение к музыкальному искусству;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Непрерывное образование» – связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования (целей, задач, содержания, средств, форм, организации) на каждой ступени и уровне образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

«Образовательная область» – структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей.

«Образовательный процесс» – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями.

«Обучение» – процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, направленный на развитие ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент процесса образования детей дошкольного возраста.

«Общение ребенка» – коммуникативная активность ребенка, проявляющаяся в вербальной и невербальной форме. Невербальное общение осуществляется паралингвистическими средствами (мимикой, жестами и др.). Вербальное общение проявляется в установлении контактов речевым способом. Различают общение ребенка со взрослым и с другими детьми.

«Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – программа, разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая в дошкольном образовательном учреждении (группе) на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования различают две части: 1) обязательную (инвариантную), разработка которой обеспечивается уполномоченным федеральным государственным органом; 2) вариативную, формируемую участниками образовательного процесса.

«Основные направления развития ребенка» – интегральные компоненты содержания дошкольного образования: социально-личностное, познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие.

«Познавательно-исследовательская деятельность» – форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов; способствует формированию целостной картины мира.

«Познание» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

развитие познавательно-исследовательской деятельности;

формирование сенсорных, элементарных математических представлений;

формирование целостной картины мира;

расширение кругозора детей;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Преемственность» – объективная необходимая связь: 1) между новым и старым в процессе развития, когда новое возникает но основе старого: отрицая старое, сохраняет в себе его некоторые, целесообразные элементы; 2) между компонентами, этапами, стадиями одной системы с осуществлением последовательного перехода от одного к другому, базирующаяся на сохранении, обогащении общих традиций и позитивного опыта, а также на их систематическом качественном обновлении с учетом изменений, происходящих внутри и вне системы.

«Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» – нормативный документ, разработку которого на основе федеральных государственных образовательных требований осуществляет уполномоченный федеральный государственный орган. Определяет обязательную (инвариантную) часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая должна быть реализована в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию. Представляет собой базис содержания дошкольного образования и обеспечивает достижение воспитанниками психологической и физической готовности к школе.

«Присмотр» – создание в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, комплекса условий для охраны жизни и здоровья детей, безопасности их пребывания, обеспечение неотложной медицинской помощи в экстренных случаях.

«Продуктивная деятельность» – форма активности ребенка, в результате которой создается некий материальный или идеальный продукт (в отличие от процессуальной деятельности, в частности игровой). Может быть: 1) репродуктивной (например, рисование предмета так, как ранее научили); 2) по образцу (например, складывание конструктора по образцу); 3) творческой (например, рисунок на свободную тему, сочинение сказки, складывание конструктора по собственному замыслу и др.). Присутствует в таких образовательных областях, как познание, труд, физическая культура, художественное творчество.

«Психологическая готовность к школе» – необходимый и достаточный уровень психического (личностного, интеллектуального) развития ребенка для успешного освоения основных общеобразовательных программ начального общего образования.

«Развитие» – процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных изменений интеллектуальных, личностных и физических характеристик ребенка дошкольного возраста; неотъемлемый компонент и целевой ориентир процесса образования детей дошкольного возраста.

«Самостоятельная деятельность детей» – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста: 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

«Содержание дошкольного образования» – совокупность интегральных компонентов (направлений развития ребенка) и образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие, обучение и воспитание детей от 3 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Является одним из факторов экономического и социального прогресса общества, ориентировано на обеспечение развития личности ребенка, создание условий для его самореализации, развитие общества в целом, укрепление и совершенствование правового государства.

«Совместная деятельность взрослого и детей» – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности). Предполагает индивидуальную, подгрупповую и фронтальную формы организации работы с воспитанниками. Различают:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода.

«Социализация» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

личностное развитие;

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, чувства принадлежности к мировому сообществу;

приобщение к нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.

«Труд» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников;

воспитание сознательного отношения к труду как к основной жизненной потребности, трудолюбия;

развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

«Уход» – проведение комплекса санитарно-гигиенических и оздоровительных процедур, организация питания детей в образовательных учреждениях (дошкольных образовательных группах), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

«Физическая культура» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

развитие основных движений детей;

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

воспитание физических и личностных качеств.

«Художественное творчество» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

развитие творчества;

приобщение к изобразительному искусству;

развитие интеллектуальных, личностных и физических (мелкой моторики рук) качеств.

«Чтение художественной литературы» – область образования детей дошкольного возраста, содержание которой направлено на решение следующих задач:

формирование целостной картины мира;

развитие литературной речи;

приобщение к словесному искусству;

развитие интеллектуальных и личностных качеств.


^ 3. Область применения


3.1. Федеральные государственные образовательные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), реализующими основную общеобразовательную программу дошкольного образования и имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.

3.2. Основными пользователями федеральных государственных образовательных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

педагогические коллективы образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), ответственные за качественную разработку и реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования;

родители (законные представители) воспитанников, являющиеся первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственные за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей;

органы управления образованием всех уровней управления, руководители образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, ответственные за организацию и предоставление доступного и качественного дошкольного образования в пределах своей компетенции и полномочий;

педагогические коллективы и руководители общеобразовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего образования;

организации и учреждения, обеспечивающие разработку примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования по поручению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, а также осуществляющие разработку вариативных образовательных программ в сфере дошкольного образования;

органы, обеспечивающие финансирование дошкольного образования;

уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную аккредитацию и контроль качества дошкольного образования;

уполномоченные органы исполнительной власти, обеспечивающие надзор и контроль соблюдения законодательства в сфере дошкольного образования;

организации и учреждения, осуществляющие подготовку специалистов дошкольного и начального общего образования в системе среднего и высшего профессионального образования;

организации и учреждения, осуществляющие повышение квалификации работников дошкольного образования и переподготовку кадров для системы дошкольного и начального общего образования;

объединения юридических лиц, общественных и государственно-общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования;

учредители негосударственных образовательных учреждений (дошкольных образовательных групп), реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.


^ 4. Функции федеральных государственных требований

к структуре основной общеобразовательной программы

дошкольного образования


Основными функциями федеральных государственных образовательных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования являются:

Функция обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование.

Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.

Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.

Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.

Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования.

Критериально-оценочная функция.

Функция обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования.

Функция оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста.


^ 5. Общие требования

(требования, отражающие целевые и ценностные ориентиры основной общеобразовательной программы дошкольного образования)


Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна:

  1. Соответствовать Закону РФ «Об образовании», другим нормативным правовым документам, действующим в сфере дошкольного образования.

  2. Выступать как общественный договор в качестве инструмента реализации целей дошкольного образования в интересах личности ребенка, семьи, общества и государства.

  3. Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей, их всестороннее (физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное) развитие.

  4. Способствовать достижению ребенком уровня психологической и физической готовности к школе, создавать равные условия для воспитания, развития и обучения детей независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

  5. Быть направленной на взаимодействие с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием.

  6. Быть преемственной с примерной основной общеобразовательной программой начального общего образования.


6. Требования к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (требования, фиксирующие научные основы дошкольного образования, его специфику, основные направления, образовательные области).


Содержание основной общеобразовательной программы дошкольного образования должно:

  1. Обеспечивать в целом:

сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

формирование у детей адекватной уровню образовательной программы целостной картины мира;

интеграцию личности воспитанника в национальную, российскую и мировую культуру;

формирование основ социальной и жизненной адаптации ребенка;

развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;

развитие потребности в реализации собственных творческих способностей.

  1. Рассматриваться в качестве всеобщей культурно-исторической формы, определяющей содержание и направленность процессов развития ребенка в онтогенезе.

  2. Основываться на положениях культурно-исторической теории Л.С.Выготского и отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития ребенка в дошкольном возрасте (о социальной ситуации развития, ведущей деятельности возраста, неравномерности психического развития, психологических новообразованиях, реактивно-спонтанном обучении, зоне ближайшего развития, амплификации развития, доминирования непосредственной мотивации, непроизвольности психических процессов и др.), определяющих следующие основные подходы к образованию детей дошкольного возраста:

культурно-исторический;

деятельностный;

личностный.

  1. Соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

  2. Сочетать и взаимосвязывать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

  3. Отвечать принципу внутренней непротиворечивости выдвигаемых теоретических положений, формулируемых целей и задач, форм и методов работы.

  4. Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

  5. Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.

  6. Формировать такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

  7. Обеспечивать в инвариантной части разностороннее развитие детей по основным направлениям в рамках образовательных областей (Приложение 2).

  8. Отвечать принципу целостности образовательного процесса (если хотя бы одна образовательная область выпадает, следовательно, данная программа не соответствует настоящим федеральным требованиям).

  9. В соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей (Приложение 3). Цели и задачи содержания дошкольного образования каждой образовательной области должны решаться и в ходе реализации других образовательных областей.

  10. Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Программные темы должны быть доступны детям и вызывать положительное эмоциональное отношение, необходимое для возникновения у них соответствующей мотивации в образовательном процессе.

  11. Реализовываться в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих: 1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей, 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей. Появление учебной модели (специально организованных занятий) возможно при осуществлении образовательного процесса с детьми в возрасте от 6 до 7 лет.

  12. В соответствии со спецификой дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

  13. Строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым.

  14. Реализовываться в рамках инвариантной (обязательной) части в любом учреждении (группе) дошкольного образования, имеющем государственную аккредитацию.

  15. Являться в инвариантной части базисом содержания дошкольного образования.

  16. Реализовываться в рамках вариативной части (формируемой участниками образовательного процесса) в учреждениях (группах) дошкольного образования, имеющих по результатам государственной аккредитации одно или несколько приоритетных направлений деятельности.

  17. Отражать в вариативной части (формируемой участниками образовательного процесса) видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.



^ 7. Организационные требования

(требования, отражающие наличие частей (компонентов)

программы, их объема, соотношения и др.)


  1. В соответствии с видом учреждения дошкольного образования, установленным по результатам государственной аккредитации, основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) должна представлять собой одну из моделей соотношения инвариантной и вариативной частей:

1 модель – только инвариантная часть (дошкольное образовательное учреждение детский сад, а также группы кратковременного пребывания во всех видах и типах учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования);

2-я модель – инвариантная часть + вариативная, отражающая наличие одного или нескольких приоритетных направлений деятельности (дошкольное образовательное учреждение детский сад для детей старшего дошкольного возраста, дошкольное образовательное учреждение ДОУ детский сад общеразвивающего вида, дошкольное образовательное учреждение детский сад – центр развития ребенка);

3-я модель – инвариантная часть + вариативная, обеспечивающая осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (дошкольные образовательные учреждения детские сады комбинированного и компенсирующего вида);

4-я модель – инвариантная часть + вариативная: 1) отражающая наличие одного или нескольких приоритетных направлений деятельности; 2) обеспечивающая осуществление квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья (дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида, дошкольное образовательное учреждение детский сад – центр развития ребенка).

  1. * Общий примерный объем образовательной нагрузки инвариантной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников по основным направлениям их развития и включает время, отведенное на непосредственно образовательную деятельность и образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (Приложение 4). Ежедневное время, отведенное на реализацию конкретной образовательной области в рамках одного из основных направлений развития детей, является условным временем (в один из дней недели оно может быть увеличено, в другой – уменьшено) и показывает пропорциональное соотношение продолжительности работы педагогов и детей по реализации содержания дошкольного образования в различных образовательных областях. Отдельное время на реализацию образовательной области «Коммуникация» не планируется, развитие восприятия и активной речи детей систематично и целенаправленно осуществляется во всех видах деятельности ежедневно.

  2. Объем образовательной нагрузки по направлениям физическое и художественно-эстетическое развитие в инвариантной части Программы должен составлять не менее 50% общего объема образовательной нагрузки.

  3. Оптимальным является равнодолевое соотношение объемов образовательной нагрузки по основным направлениям развития детей в инвариантной части Программы (по 25% от общего объема).

  4. * Объем и место в режиме дня для самостоятельной образовательной деятельности детей во всех моделях соотношения инвариантной и вариативной частей Программы устанавливается педагогом группы. Время самостоятельной деятельности детей рассчитывается с учетом времени, отведенного на:

непосредственно образовательную деятельность, реализуемую в ходе совместной деятельности взрослого и детей;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на решение образовательных задач;

совместную деятельность взрослого и детей, осуществляемую в ходе режимных моментов и направленную на осуществление функций присмотра и (или) ухода;

дневной сон.

  1. Содержание самостоятельной деятельности детей определяется педагогом группы в части создания предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор детьми видов и форм деятельности по всем основным направлениям их развития, а также при выборе целей, определяющих организованную воспитателем деятельность воспитанников, направленную на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.). При реализации вариативной части программы предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

  2. Общий примерный объем образовательной нагрузки вариативной части Программы в блоке совместной образовательной деятельности взрослого и детей рассчитывается с учетом времени, отведенного на реализацию инвариантной части Программы, количества приоритетных направлений деятельности учреждения, возрастом воспитанников (Приложение 5). Удельный вес образовательной нагрузки в вариативной части Программы составляет:

дополнительно 5-6% к инвариантной части Программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет одно приоритетное направление деятельности;

дополнительно 11-12% к инвариантной части Программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет два приоритетных направления деятельности;

дополнительно 17-18% к инвариантной части Программы, если учреждение по результатам государственной аккредитации имеет три приоритетных направления деятельности;

дополнительно 24-25% к инвариантной части Программы, если у учреждения по результатам государственной аккредитации все направления деятельности – приоритетные;

дополнительно до 24-25% к инвариантной части Программы, если приоритетным направлением работы учреждения является квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Конкретный объем вариативной части и ее соотношение с инвариантной определяется категорией детей с ограниченными возможностями здоровья и коррекционно-образовательной программой.

  1. Разработку инвариантной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивает уполномоченный федеральный государственный орган.

  2. Разработку вариативной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования обеспечивают субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

  3. Структура Программы должна содержать пояснительную записку, организационный раздел, и следующие обязательные разделы в соответствии с возрастом воспитанников:

«Возрастные особенности детей»,

«Физическое развитие»,

«Социально-личностное развитие»,

«Художественно-эстетическое развитие»,

«Познавательно-речевое развитие»,

«Психолого-педагогические результаты освоения программы».

  1. Программой должны быть установлены нормативные сроки ее освоения.

  2. В структуре Программы должны быть предусмотрены недельные каникулы (январь или февраль), в течение которых реализация Программы осуществляется только по направлениям физического и художественно-эстетического развития детей (инвариантная и вариативная части).

  3. Планируется время на проведение психолого-педагогической диагностики результатов освоения Программы: 5-7 дней в сентябре, январе и мае (инвариантная и вариативная части).

  4. Программа должна соответствовать действующим санитарно- эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН) и другим нормативным документам в части соблюдения требований к образовательной нагрузке детей дошкольного возраста.


Приложение 2


per-s-nem-n-losskogo-mn-literatura-1998-960-s-klassicheskaya-filosofskaya-misl-stranica-26.html
per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-11.html
per-s-polsk-v-kulagina-yarceva-i-levshin-stranica-18.html
perceptivnie-zakonomernosti-delovogo-obsheniya.html
percy-jackson-and-the-olympians-percy-jackson-and-the-last-olympian.html
perebroska-v-vengriyu-petr-lvovich-bograd.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/menedzhment-znanij-podhod-k-vnedreniyu.html
  • studies.bystrickaya.ru/k-stoletnemu-yubileyu-specialnoj-teorii-otnositelnosti-sto.html
  • abstract.bystrickaya.ru/21-signalizaciya-centralizaciya-i-blokirovka-scb-sistema-normativnih-dokumentov.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-pravila-okazaniya-uslug-pochtovoj-svyazi-v-red-postanovlenij-sovmina-ot-16-03-2005-n-285-ot-03-10-2006.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/poryadok-ustanovleniya-shifrov-zadaniyam-programm-i-etapam-ih-vipolneniya.html
  • credit.bystrickaya.ru/osnovnaya-literatura-rabochaya-programma-po-discipline-biologiya-dlya-specialnosti-060112-040800-medicinskaya.html
  • grade.bystrickaya.ru/model-04-i-b12-d-perechen-medicinskih-uslug-pri-lechenii-lejomiomi-matki-v-usloviyah-stacionara.html
  • testyi.bystrickaya.ru/9-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-disciplini-uchebno-metodicheskij-kompleks-specialnost-080401-tovarovedenie.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-horeografiya-1-e-klassi-2011-2012-uchebnij-god.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-v-borisov-ekaterinburg-2006.html
  • turn.bystrickaya.ru/organizaciya-uchebnogo-processa-po-fizicheskoj-kulture-v-usloviyah-fgos.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/utomlyaemost-pri-rabote-s-dokumentami-bez-ucheta-haraktera-i-soderzhaniya-informacii.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/seminar-1-23092010-vvodnaya-lekciya-o-metodologicheskom-seminare-berezkin-yu-m-dalee-yub-stranica-3.html
  • essay.bystrickaya.ru/cikli-tematicheskih-lekcij-informaciya-o-priobretenii-abonementov-ili-biletov-na-otdelnie-lekcii-po-tel-lektoriya-812-710-9651-programma.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-o-vstrechah-na-territorii-zakaznikov-tomskoj-oblasti-vidov-zhivotnih-zanesennih-v-krasnuyu-knigu-rossijskoj-federacii.html
  • studies.bystrickaya.ru/fonvizin-nedorosl.html
  • writing.bystrickaya.ru/irlandiya-chast-2.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/russkaya-voennaya-kniga-vtoroj-polovini-xix-veka-sociokulturnij-aspekt.html
  • holiday.bystrickaya.ru/o-chem-rasskazhet-analiz-krovi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/scenarij-kraevedcheskogo-lektoriya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spid-lukavaya-statistika-lukavih-doktorov-predislovie-k-sborniku.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vipolnenie-uchebnih-programm-osobennosti-obrazovatelnogo-processa.html
  • crib.bystrickaya.ru/itogi-tarifnogo-regulirovanii-ya-v-respublike-buryatiya-za-2010-god-i-osnovnie-zadachi-na-srednesrochnuyu-perspektivu.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/materiali-dlya-podgotovki-k-gosudarstvennomu-teoreticheskomu-mezhdisciplinarnomu-ekzamenu-istoriya-iskusstva-muzikalnogo-teatra-chast-ii-stranica-10.html
  • teacher.bystrickaya.ru/godovoj-otchet-oao-ahk-vniimetmash-imeni-akademika-a-i-celikova-za-2010-finansovij-god.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/predvaritelnaya-programma-prilagaetsya-informaciya-po-prinyatim-k-vistupleniyu-stendovim-i-ustnim-dokladam-budet-opublikovana-na-sajte-sezda-neskolko-pozdnee-suvazheniem.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/papa-ioann-xxiii-i-sovremennij-mir.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nauchnij-metod-chast-3.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/perechen-ekzamenacionnih-voprosov-dlya-studentov-specialnosti-140205-elektroenergeticheskie-sistemi-i-seti-po-discipline-elektromehanika.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/nachalom-vseh-rabot-yavlyaetsya-prostranstvennaya-dekompoziciya-geometrii-obekta-sistemi-ustanovki-processa.html
  • bystrickaya.ru/vidi-i-funkcii-deneg-chast-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-krasnoyarskogo-kraya-po-okazaniyu-sodejstviya-dobrovolnomu-pereseleniyu-v-rossijskuyu-federaciyu-sootechestvennikov-prozhivayushih-za-rubezhom-na-2010-2012-godi-stranica-14.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovmestnij-prikaz-ministra-ekonomiki-i-byudzhetnogo-planirovaniya-stranica-7.html
  • education.bystrickaya.ru/31-obshie-polozheniya-utverzhdena-resheniem-4-marketingovaya-strategiya-4-razvitiya-goroda-lermontova-do-2020-goda-4.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-chetvyortaya-kniga-prednaznachena-dlya-teh-kto-stremitsya-ovladet-novoj-unikalnoj-sistemoj-kouchinga-koaktivnim.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.