.RU

О.С.Уколова учитель обществознания - Всероссийская научно-практическая конференция Стратегия гимназического образования


^ О.С.Уколова учитель обществознания, гимназия № 210 «Корифей» г.Екатеринбург Профильное образование в гимназии: поиск оптимальной модели.


Модернизация системы образования, проводимая в России в настоящее время, нацелена на достижение конкурентоспособности наших граждан и страны в целом в условиях формирующейся на наших глазах «экономики знаний». Одним из направлений модернизационной стратегии является профилизация старшей школы. Следует подчеркнуть, что профильное обучение в современной трактовке принципиально отличается от традиционной профильности в советской и российской школе последних десятилетий. И это главное, что нужно осознать, проектируя модель предпрофильного и профильного образования в конкретном образовательном учреждении.

Вообще, само понятие профилизации – не новость для отечественной системы общего образования. До недавнего времени в ряде гимназий и лицеев успешно реализовывалась модель профилизации посредством создания классов с углублённым изучением отдельных предметов. При этом под профильным образованием понималось углубление и расширение предметных знаний, а также подготовка к вступительным экзаменам в ВУЗы определённого профиля. Есть также опыт создания учебных центров при ведущих университетах и академиях для выращивания будущих студентов из наиболее талантливых старшеклассников. Однако такая модель имеет существенный недостаток: слишком ранняя, причём узкопредметная, знаниевая специализация ограничивает возможности профессионального выбора учащихся в дальнейшем. Кроме того, создание профильных классов приводит к разрушению тех классных коллективов, которые сложились в основной школе, что вызывает у многих детей и педагогов психологический дискомфорт при переходе из основной школы в полную среднюю.

Вместе с тем анализ опыта стран-лидеров в сфере образования, особенно Финляндии, показывает, что наибольший эффект обеспечивает не жёстко заданная предметная профилизация, а возможность свободного выбора предметов, которые старшеклассник может изучать как на базовом, так и на профильном уровне.

На основе анализа последних документов МО РФ по профилизации старшей школы и комментариев к ним можно выделить следующие существенные особенности предлагаемой ныне новой системы профильного образования:

  1. Профилизация становится гораздо более вариативной и мобильной, чем прежде (сочетание предпрофильной и собственно профильной подготовки, гибкая система элективных курсов, возможность создания учебных групп переменного состава, межшкольной профильной сети и т.д.).

  2. Профильное образование тесно связывается с профориентацией и тенденциями развития рынка труда.

  3. Предполагается психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, более высокая степень индивидуализации процесса обучения в сочетании с повышением ответственности учащихся за результаты обучения в старшей школе.

  4. Новый Государственный образовательный стандарт предполагает перенос основного объёма предметно-информационной составляющей образования в профильные классы, при том что в основной школе возрастает удельный вес деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих.

В связи с этим при разработке модели профильного образования возникают некоторые проблемы.

МОУ гимназия № 210 «Корифей» в 2004 - 2005 учебном году активно включилась в эксперимент по внедрению системы предпрофильного и профильного обучения в 9 – 11 классах на основе нового Федерального базисного учебного плана. Гимназия предлагает учащимся следующие профильные направления: социально-экономическое, гуманитарно-лингвистическое, естественно-математическое, в перспективе, возможно, добавится медико-валеологическое. Разумеется, сейчас мы можем говорить ещё не о результатах, но о тех задачах, которые ставим перед собой, чтобы решить перечисленные выше проблемы. Вместе с тем уже можно проанализировать опыт, наработанный за год.

Таким образом, система предпрофильного и профильного обучения в условиях современной школы видится нам не столько как система углублённого изучения отдельных предметов, сколько как система подготовки к определённым сферам деятельности.

plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-sostoit-iz-8-razdelov-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-za-2009-2010-uchebnij-god-komplektovanie-shkoli-uchashimisya-stranica-10.html
plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-tambovskogo-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnaya-shkola-internat-s-pervonachalnoj-letnoj-podgotovkoj-imeni-m-m-raskovoj-stranica-8.html
plan-uchebnogo-processa-na-zimnyuyu-ekzamenacionnuyu-sessiyu-20.html
plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012-god-g-sankt-peterburg-2012-god.html
plan-uchebnogo-zanyatiya-aktualizaciya-znanij-cherez-razgadivanie-vopros-i-proverki-znaniya-formul.html
plan-uchebnoj-disciplini-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/povtornie-operacii-v-otdalennie-sroki-posle-radikalnoj-korrekcii-tetradi-fallo-14-01-26-serdechno-sosudistaya-hirurgiya-14-01-13-luchevaya-diagnostika-luchevaya-terapiya.html
  • knigi.bystrickaya.ru/soderzhanie-programmi-kursa-tema-1-vvedenie-v-informatiku-s-m-movshovich-kand-tehn-nauk-docent.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezentaciya-magisterskih-programm-universiteta-heriot-watt-19-noyabrya-v-10-00-ch-po-adresu-ul-bolshaya-krasnaya-55-7-j-korpus.html
  • tests.bystrickaya.ru/literatura-141-prilozheniya.html
  • reading.bystrickaya.ru/kommentarij-k-razdelam-makroekonomicheskaya-statistika-i-regionalnaya-statistika.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vakuumnoe-napilenie.html
  • exam.bystrickaya.ru/vistavochnaya-deyatelnost-turfirm.html
  • essay.bystrickaya.ru/derzhavna-mitna-poltika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-priema-rukovodstvom-sharkovshinskogo-rovd.html
  • universitet.bystrickaya.ru/svedeniya-instrukciya-uchastnika-razmesheniya-zakaza.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/p-e-r-e-ch-e-n-paspor-tfederalnoj-celevoj-programmi-deti-rossii-na-2007-2010godi-naimenovanie-programmi.html
  • institut.bystrickaya.ru/struktura-i-zakonomernosti-razvitiya-ekonomicheskih-otnoshenij-stranica-7.html
  • bukva.bystrickaya.ru/normativnie-materiali-i-uchebno-metodicheskaya-literatura-uchebnaya-programma-disciplini-prestupleniya-protiv-gosudarstvennoj.html
  • urok.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-tematicheskomu-planirovaniyu-po-anglijskomu-stranica-8.html
  • uchit.bystrickaya.ru/svetloj-pamyati-semi-ali-shogencukova-posvyashayu-stranica-14.html
  • testyi.bystrickaya.ru/affilirovannoe-lico-godovoj-otchet-za-2007-god.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-zasedanie-komissii-priglasheni.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-chetvertogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo-sostava-po-obzoru-osushestvleniya-konvencii.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prognozirovanie-i-planirovanie-ekonomiki-uchebnaya-programma-dlya-specialnostej-1-26-02-03-marketing-1-25-01-07-ekonomika-i-upravlenie-na-predpriyatii.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-3-vnutrennie-istochniki-finansirovaniya-sanacii-predpriyatiya.html
  • tests.bystrickaya.ru/kursovaya-po-konstitucionnomu-pravu-rf-pravovoe-polozhenie-inostrannih-grazhdan-v-rossijskoj-federacii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/imennoj-ukazatel-ukazatel-cheboksari.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-17-monokapitalizm-vnutri-i-vne-izdanie-2-e-ispravlennoe-i-dopolnennoe.html
  • crib.bystrickaya.ru/kniga-ta-samaya-cel-stranica-13.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnicheskoe-moloko-kompaniya-avtor-ne-ukazan-26052008-020-str-12-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-programma-razvitiya-oon.html
  • textbook.bystrickaya.ru/izbiratelnij-uchastok-385-spiso-k.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-orlov-as-georgiev-va-osnovi-kursa-istorii-rossii-m-prostor-1997.html
  • university.bystrickaya.ru/esep-komitetn-zhmisi-turali-esept-sondaj-a-oblistardi-respublikali-maizi-bar-alalardi-zhne-astanani-tekseru-komissiyalari-zhrgzgen-memlekettk-arzhili.html
  • studies.bystrickaya.ru/klimaticheskie-ekologicheskie-faktori-i-obekti-dendrologii-ponyatie-o-zhiznennoj-forme.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/the-analysis-of-examples-of-translating-transformations.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-konkursa-sbor-i-obobshenie-informacii-o-dejstvuyushih-sistemnih-podhodah-v-organizacii-deyatelnosti-uchenicheskogo-samoupravleniya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-stavropolskogo-kraya.html
  • tests.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-osnovi-filosofii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-v-dv2-koncepcii-i-modeli-upravleniya-chelovecheskimi-resursami-napravlenie-podgotovki-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
  • writing.bystrickaya.ru/audit-ucheta-malocennih-i-bistroiznashivayushihsya-predmetov-chast-3.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.