.RU

О.С.Уколова учитель обществознания - Всероссийская научно-практическая конференция Стратегия гимназического образования


^ О.С.Уколова учитель обществознания, гимназия № 210 «Корифей» г.Екатеринбург Профильное образование в гимназии: поиск оптимальной модели.


Модернизация системы образования, проводимая в России в настоящее время, нацелена на достижение конкурентоспособности наших граждан и страны в целом в условиях формирующейся на наших глазах «экономики знаний». Одним из направлений модернизационной стратегии является профилизация старшей школы. Следует подчеркнуть, что профильное обучение в современной трактовке принципиально отличается от традиционной профильности в советской и российской школе последних десятилетий. И это главное, что нужно осознать, проектируя модель предпрофильного и профильного образования в конкретном образовательном учреждении.

Вообще, само понятие профилизации – не новость для отечественной системы общего образования. До недавнего времени в ряде гимназий и лицеев успешно реализовывалась модель профилизации посредством создания классов с углублённым изучением отдельных предметов. При этом под профильным образованием понималось углубление и расширение предметных знаний, а также подготовка к вступительным экзаменам в ВУЗы определённого профиля. Есть также опыт создания учебных центров при ведущих университетах и академиях для выращивания будущих студентов из наиболее талантливых старшеклассников. Однако такая модель имеет существенный недостаток: слишком ранняя, причём узкопредметная, знаниевая специализация ограничивает возможности профессионального выбора учащихся в дальнейшем. Кроме того, создание профильных классов приводит к разрушению тех классных коллективов, которые сложились в основной школе, что вызывает у многих детей и педагогов психологический дискомфорт при переходе из основной школы в полную среднюю.

Вместе с тем анализ опыта стран-лидеров в сфере образования, особенно Финляндии, показывает, что наибольший эффект обеспечивает не жёстко заданная предметная профилизация, а возможность свободного выбора предметов, которые старшеклассник может изучать как на базовом, так и на профильном уровне.

На основе анализа последних документов МО РФ по профилизации старшей школы и комментариев к ним можно выделить следующие существенные особенности предлагаемой ныне новой системы профильного образования:

  1. Профилизация становится гораздо более вариативной и мобильной, чем прежде (сочетание предпрофильной и собственно профильной подготовки, гибкая система элективных курсов, возможность создания учебных групп переменного состава, межшкольной профильной сети и т.д.).

  2. Профильное образование тесно связывается с профориентацией и тенденциями развития рынка труда.

  3. Предполагается психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, более высокая степень индивидуализации процесса обучения в сочетании с повышением ответственности учащихся за результаты обучения в старшей школе.

  4. Новый Государственный образовательный стандарт предполагает перенос основного объёма предметно-информационной составляющей образования в профильные классы, при том что в основной школе возрастает удельный вес деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих.

В связи с этим при разработке модели профильного образования возникают некоторые проблемы.

МОУ гимназия № 210 «Корифей» в 2004 - 2005 учебном году активно включилась в эксперимент по внедрению системы предпрофильного и профильного обучения в 9 – 11 классах на основе нового Федерального базисного учебного плана. Гимназия предлагает учащимся следующие профильные направления: социально-экономическое, гуманитарно-лингвистическое, естественно-математическое, в перспективе, возможно, добавится медико-валеологическое. Разумеется, сейчас мы можем говорить ещё не о результатах, но о тех задачах, которые ставим перед собой, чтобы решить перечисленные выше проблемы. Вместе с тем уже можно проанализировать опыт, наработанный за год.

Таким образом, система предпрофильного и профильного обучения в условиях современной школы видится нам не столько как система углублённого изучения отдельных предметов, сколько как система подготовки к определённым сферам деятельности.

plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-sostoit-iz-8-razdelov-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-za-2009-2010-uchebnij-god-komplektovanie-shkoli-uchashimisya-stranica-10.html
plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-tambovskogo-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnaya-shkola-internat-s-pervonachalnoj-letnoj-podgotovkoj-imeni-m-m-raskovoj-stranica-8.html
plan-uchebnogo-processa-na-zimnyuyu-ekzamenacionnuyu-sessiyu-20.html
plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012-god-g-sankt-peterburg-2012-god.html
plan-uchebnogo-zanyatiya-aktualizaciya-znanij-cherez-razgadivanie-vopros-i-proverki-znaniya-formul.html
plan-uchebnoj-disciplini-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-kompyuterlk-zheln-negzg-trler-zherglkt-zheller.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-ema-moj-gorod-tematicheskoe-planirovanie-v-raznovozrastnoj-gruppe-detskogo-sada.html
  • control.bystrickaya.ru/departament-agropromishlennogo-kompleksa-oblasti-utverzhden-rasporyazheniem-gubernatora-belgorodskoj-oblasti-ot.html
  • books.bystrickaya.ru/ekzamenacionnie-voprosi-k-gosudarstvennomu-ekzamenu-po-pediatrii-s-detskimi-infekciyami-i-ftiziatriej.html
  • university.bystrickaya.ru/formirovanie-informacionnoj-lichnosti-v-bibliotekah-i-obrazovatelnih-uchrezhdeniyah.html
  • occupation.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-po-diplomnomu-proektirovaniyu-po-specialnosti-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-i-predpriyatij-stroitelnih-materialov.html
  • letter.bystrickaya.ru/mgasparov-zapisi-i-vipiski-m-nlo-2001-igor-bludilin-averyan.html
  • klass.bystrickaya.ru/65-akmeologicheskoe-soprovozhdenie-politicheskoj-deyatelnosti-i-mesto-v-nem-politicheskogo-konsaltinga.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/48obshestva-s-ogranichennoj-otvetstvennostyu-spravochnik-likvidirovannih-organizacij-dokumenti.html
  • desk.bystrickaya.ru/p-pavlov-silantij-stepanovich-redakcionnaya-kollegiya-zavyalov-e-a.html
  • tests.bystrickaya.ru/lingvistika-psiholingvistika-teoriya-deyatelnosti-programmi-podhodi-koncepcii-31-princip-parallelizma-formi.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-istochnikovedenie-i-istoriografiya-izuchaemogo-regiona-dlya-napravleniya-41-03-03-vostokovedenie-afrikanistika.html
  • education.bystrickaya.ru/1231-prikaz-minzdrava-i-socrazvitiya-ot-01-oktyabrya-2008-goda-541n.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kurgangazkom-stranica-5.html
  • writing.bystrickaya.ru/ispolzovanie-novih-informacionnih-tehnologij-pri-obuchenii-himii-v-vuze.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sovremennij-ugolovnij-process-stroitsya-ne-tolko-soglasno-norm-ugolovnogo-i-ugolovno-processualnogo-prava-no-i-s-postavlennimi-pered-nim-zadachami-raskritiya-is.html
  • desk.bystrickaya.ru/osobennosti-ozdorovitelno-reabilitacionnoj-fizicheskoj-kulturi-studentov-specialnih-medicinskih-grupp-v-usloviyah-pedagogicheskogo-vuza.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-3-introdukciya-drevesno-kustarnikovih-porod.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-2-etapi-provedeniya-audita-i-ih-obshaya-harakteristika-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-audit.html
  • studies.bystrickaya.ru/biznes-plan-po-proizvodstvu-organizacii-proizvodstva-soevogo-belka-chast-12.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-konferencii-18-noyabrya-2008-g-09-30-10-00.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poryadok-ispolneniya-obyazannostej-nalogoplatelshika-obosoblennim-podrazdeleniem-ezhekvartalnij-otchet-po-cennim-bumagam-za-1-kvartal-2008-goda.html
  • lesson.bystrickaya.ru/tirazhirovanie.html
  • letter.bystrickaya.ru/na-chudo-u-cska-ne-hvatilo-volshebstva-30-06-2010-15-03-2012-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/programma-disciplini-sravnitelnoe-pravovedenie-moskva-2007-nastoyashaya-programma-po-kursu-sravnitelnoe-pravovedenie-prednaznachena-dlya-studentov-mp-fakulteta-programma-utverzhdena-na-zasedanii-kafedri.html
  • thescience.bystrickaya.ru/istoriya-vozniknoveniya-radio-i-radiolokacii-chast-4.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/selskoe-hozyajstvo-doklad-mera-goroda-gorno-altajska.html
  • books.bystrickaya.ru/duguzhevamho-metodologicheskoj-kulture-prepodavatelej-pravovih-disciplin.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zhivie-mertveci-v-dallase.html
  • spur.bystrickaya.ru/mchs-pyatnica-na-bryanshine-budet-vetrenoj-i-vozmozhno-siroj-internet-izdanie-nashbryanskru-29122011.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oglavlenie-ne-vam-sudit-moskovskie-novosti-gazeta-moskva-ekaterina-butorina-e-butorinamn-ru24-11-2011-7-stranica-6.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tablica-1-fpro-federalnaya-programma-razvitiya-obrazovaniya-fcp-federalnaya-celevaya-programma-cso-centr-sociologii-obrazovaniya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukraina-i-rossiya-edinaya-civilizaciya-v-z-garifullin-pechataetsya-po-resheniyu.html
  • lecture.bystrickaya.ru/510-programmnoe-obespechenie-is-obshesistemnoe-i-prikladnoe-otchet-o-vipolnenii-nauchno-issledovatelskoj-opitno-konstruktorskoj.html
  • tasks.bystrickaya.ru/2-svoboda-vibirat-obraz-zhizni-kulikov-l-v.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.