.RU

О.С.Уколова учитель обществознания - Всероссийская научно-практическая конференция Стратегия гимназического образования


^ О.С.Уколова учитель обществознания, гимназия № 210 «Корифей» г.Екатеринбург Профильное образование в гимназии: поиск оптимальной модели.


Модернизация системы образования, проводимая в России в настоящее время, нацелена на достижение конкурентоспособности наших граждан и страны в целом в условиях формирующейся на наших глазах «экономики знаний». Одним из направлений модернизационной стратегии является профилизация старшей школы. Следует подчеркнуть, что профильное обучение в современной трактовке принципиально отличается от традиционной профильности в советской и российской школе последних десятилетий. И это главное, что нужно осознать, проектируя модель предпрофильного и профильного образования в конкретном образовательном учреждении.

Вообще, само понятие профилизации – не новость для отечественной системы общего образования. До недавнего времени в ряде гимназий и лицеев успешно реализовывалась модель профилизации посредством создания классов с углублённым изучением отдельных предметов. При этом под профильным образованием понималось углубление и расширение предметных знаний, а также подготовка к вступительным экзаменам в ВУЗы определённого профиля. Есть также опыт создания учебных центров при ведущих университетах и академиях для выращивания будущих студентов из наиболее талантливых старшеклассников. Однако такая модель имеет существенный недостаток: слишком ранняя, причём узкопредметная, знаниевая специализация ограничивает возможности профессионального выбора учащихся в дальнейшем. Кроме того, создание профильных классов приводит к разрушению тех классных коллективов, которые сложились в основной школе, что вызывает у многих детей и педагогов психологический дискомфорт при переходе из основной школы в полную среднюю.

Вместе с тем анализ опыта стран-лидеров в сфере образования, особенно Финляндии, показывает, что наибольший эффект обеспечивает не жёстко заданная предметная профилизация, а возможность свободного выбора предметов, которые старшеклассник может изучать как на базовом, так и на профильном уровне.

На основе анализа последних документов МО РФ по профилизации старшей школы и комментариев к ним можно выделить следующие существенные особенности предлагаемой ныне новой системы профильного образования:

  1. Профилизация становится гораздо более вариативной и мобильной, чем прежде (сочетание предпрофильной и собственно профильной подготовки, гибкая система элективных курсов, возможность создания учебных групп переменного состава, межшкольной профильной сети и т.д.).

  2. Профильное образование тесно связывается с профориентацией и тенденциями развития рынка труда.

  3. Предполагается психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки, более высокая степень индивидуализации процесса обучения в сочетании с повышением ответственности учащихся за результаты обучения в старшей школе.

  4. Новый Государственный образовательный стандарт предполагает перенос основного объёма предметно-информационной составляющей образования в профильные классы, при том что в основной школе возрастает удельный вес деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной составляющих.

В связи с этим при разработке модели профильного образования возникают некоторые проблемы.

МОУ гимназия № 210 «Корифей» в 2004 - 2005 учебном году активно включилась в эксперимент по внедрению системы предпрофильного и профильного обучения в 9 – 11 классах на основе нового Федерального базисного учебного плана. Гимназия предлагает учащимся следующие профильные направления: социально-экономическое, гуманитарно-лингвистическое, естественно-математическое, в перспективе, возможно, добавится медико-валеологическое. Разумеется, сейчас мы можем говорить ещё не о результатах, но о тех задачах, которые ставим перед собой, чтобы решить перечисленные выше проблемы. Вместе с тем уже можно проанализировать опыт, наработанный за год.

Таким образом, система предпрофильного и профильного обучения в условиях современной школы видится нам не столько как система углублённого изучения отдельных предметов, сколько как система подготовки к определённым сферам деятельности.

plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-sostoit-iz-8-razdelov-analiz-uchebno-vospitatelnoj-raboti-za-2009-2010-uchebnij-god-komplektovanie-shkoli-uchashimisya-stranica-10.html
plan-uchebno-vospitatelnoj-raboti-tambovskogo-oblastnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-obsheobrazovatelnaya-shkola-internat-s-pervonachalnoj-letnoj-podgotovkoj-imeni-m-m-raskovoj-stranica-8.html
plan-uchebnogo-processa-na-zimnyuyu-ekzamenacionnuyu-sessiyu-20.html
plan-uchebnogo-processa-v-institute-povisheniya-kvalifikacii-i-perepodgotovki-pgups-na-2012-god-g-sankt-peterburg-2012-god.html
plan-uchebnogo-zanyatiya-aktualizaciya-znanij-cherez-razgadivanie-vopros-i-proverki-znaniya-formul.html
plan-uchebnoj-disciplini-zaochnoj-formi-obucheniya-na-baze-spo-rabochaya-programma-po-discipline-tovarovedenie-i-ekspertiza.html
  • control.bystrickaya.ru/diskurs-kak-mezhdisciplinarnij-fenomen-osnovnie-kategorii-diskursa-struktura-tekstadiskursa-stranica-8.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zheleznovodsk-pavel-sanaev.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prezidium-pravitelstva-rf-voprosi-kompleksnoj-programmi-bezopasnosti-na-transporte-internet-resurs-erru-22112011.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-44-osnovnie-trebovaniya-k-tovarnim-rudam-i-koncentratam-pravila-primeneniya-klassifikacii-zapasov-k-mestorozhdeniyam.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-socialnimi-partnerami-uslovie-razvitiya-i-vospitaniya-rebenka-v-sovremennom-mire.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-vossoedinenie-v-dejstvii-otveti-na-eti-voprosi-uzhe-sushestvuyut-ostayotsya-odin-vopros-kogda.html
  • letter.bystrickaya.ru/obsha-informaciya-za-p-rogramata-na-moto-pfoe-osnovna-cel.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tema-detstva-v-sovremennoj-proze-svyashennikov.html
  • lecture.bystrickaya.ru/5-struktura-i-otsutstvie-vvedenie-v-semiologiyu.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-s-vigotskij-adekvatnoj-materialu-yavlyaetsya-ta-rabota-kotoruyu-vipolnyaet-usvoivshij-etot-material-chelovek-v-hode-operirovaniya-s-nim.html
  • lesson.bystrickaya.ru/nalogovaya-sistema-rosii.html
  • spur.bystrickaya.ru/komsomolskaya-pravda-moskva-n020-t-1222009-finansovij-ekspert-mihail-hazin-ekonomika-upadet-na-dno-v-aprele-kogda-podnimetsya.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-voprosi-lichnogo-haraktera-moj-stalinizm-protiv-stalinizma-stalina-55.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-p-zaharov-korpusnaya-lingvistika.html
  • klass.bystrickaya.ru/a-story-about-balzac-umk-dlya-gumanitarnih-specialnostej-ggpi.html
  • textbook.bystrickaya.ru/iogann-gottlib-fihte.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metodika-prepodavaniya-solfedzhio-v-muzikalnoj-shkole.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tema-uroka-osobennosti-vneshnego-stroeniya-skeleta-i-muskulaturi-zemnovodnih.html
  • control.bystrickaya.ru/elektronnogo-izdaniya.html
  • assessments.bystrickaya.ru/chast-pervaya-istinnie-hakeri-davajte-provedem-nebolshoj-test-kakie-associacii-vizivaet-u-vas-slovo-haker.html
  • thescience.bystrickaya.ru/i-t-o-g-tajnaya-doktrina.html
  • uchit.bystrickaya.ru/sto-velikih-nauchnih-otkritij-stranica-6.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-1-soderzhanie-predmet-zadachi-i-vidi-ekonomicheskogo-analiza.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-pyataya-prizhok-s-kruchi-umeret-i-voskresnut-ili-poslednij-i-chu-leonid-smirnov-anons.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-ministerstva-obrazovaniya-i-nauki-rf-o-razrabotke-osnovnoj-obsheobrazovatelnoj-programmi-doshkolnogo-obrazovaniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/prikaz-kb-reb-zao-249-01-ot-31-12-dejstvuyut-s-01-01-2010-prikaz-kb-reb-zao-34-01-ot-27-02-dejstvuet-s-01-03-2010-prikaz-kb-reb-zao-111-01-ot-18-06-dejstvuet-s-21-06-2010.html
  • essay.bystrickaya.ru/dolzhnostnie-prestupleniya-chast-8.html
  • occupation.bystrickaya.ru/model-vipusknika-srednej-shkoli-programma-razvitiya-shkoli-na-2011-2015-godi-podolskij-municipalnij-rajon.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-viderzhki-stranica-2.html
  • books.bystrickaya.ru/celi-posle-izucheniya-glavi-4-studencheskaya-auditoriya-dolzhna-uchebnoe-posobie-dlya-pedagogicheskih-vuzov-po-specialnosti.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-pervij-chto-takoe-filosofiya-zadachi-i-uprazhneniya-po-filosofii-moskva-2003.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-po-specialnosti-100116-parikmaherskoe-iskusstvo.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-vice-prezidenta-oao-rzhd.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/musulmanskaya-sostavlyayushaya-sovremennoj-civilizacii.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vserossijskoe-nauchno-prakticheskoe-obshestvo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.