.RU

Отчет о результатах самообследования агротехнического факультета по состоянию на 01. 06. 2008 года - страница 2



Окончание таблицы 5.1

Почвоведение

Экология,

Биология

36

16

-

16

Охрана почв

Экология

26

12

14

-

Метеорология

Лесное

хозяйство

34

17

-

17

Почвоведение с основами геологии

Лесное

хозяйство

119

51

-

68

Всего




2208

990

135

1083


Таблица 5.2 - Структура самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры агрономии и почвоведения в 2003—2007 гг.

Дисциплина

Курс

Специальность

Число индивидуальных работ по всем

дисциплинам учебного плана

рефераты

расч. и

граф. раб.

курсовые работы

контрольные

работы

Почвоведение

1

Агрономия

2

-

1

5

Агрометеорология

1

Агрономия

3

-




2

Основы науч. исследований

2

Агрономия

-

-

1

3

Биология возбудителей болезней

2

Агрономия

5

-

-

5

Мелиорация

2

Агрономия

3

-

1

3

Земледелие

3

Агрономия

3

-

1

6

Агрохимия

3

Агрономия

4

-

1

6

Землеустройство

3

Агрономия

2

-

-

2

Растениеводство

3

Агрономия

3

-

1

6

Овощеводство

3

Агрономия

3

-

-

6

Оранжерейное цветоводство

3

Агрономия

2

-

-

2

Цветоводство открытого грунта

3

Агрономия

2

-

-

2

Продолжение таблицы 5.2

Кормопроизводство

3

Агрономия

3

-

-

5

Цветоводство

3

Агрономия

2

-

-

2

Генетика

3

Агрономия

2

-

-

5

Хим. средства защиты растений

4

Агрономия

2

-




6

Луговое кормопроизводство

4

Агрономия

3

-

1

4

Растениеводство

4

Агрономия

4

-

-

6

Полевое кормопроизводство

4

Агрономия

3

-

-

5

Селекция и семеноводство

4

Агрономия

4

-

-

5

Пчеловодство

4

Агрономия

2

-

-

2

Овощеводство

4

Агрономия

4

-

-

5

Технология хранения и переработки продукции растениеводства

5

Агрономия

4

-

1

5

Плодоводство

5

Агрономия

-

-

-

4

Стандартизация и сертификация продукции растениеводства

5

Агрономия

-

-

-

2

Системы земледелия

5

Агрономия

-

-

-

5

Основы агрономии

1

Зоотехния

-

-

-

4

Кормопроизводство

2

Зоотехния







-

4

Технология растениеводства

2

МСХ







-

10

Почвоведение

2

Биология, Экология







-

2

Охрана почв

3

Экология







-

1

Окончание таблицы 5.2

Метеорология

2

Лесное хозяйство







-

2

Почвоведение с основами геологии

2

Лесное хозяйство







-

5


Кафедра зоотехнии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров


Таблица 5.3 - Структура аудиторной нагрузки по дисциплинам кафедры зоотехнии в 2003-2008 годах (дневная форма обучения)

Учебный год

Специальность

Объем нагрузки в часах

Всего

Лекции

Практ., семинары

Лаборат. работы

Диспл. классы

2003-2004

Зоотехния

4738

1008

500

3230

-




Агрономия

60

30

10

20

-




Механизация с.-х.

48

30

-

18

-




Всего

4846

1068

510

3268

-

2004–2005

Зоотехния

5430

1258

550

3622

14




Агрономия

60

30

10

20

-




Механизация с.-х.

48

30

-

18







Всего

5538

1318

560

3660

-

2005–2006

Зоотехния

5394

1246

550

3598

14




Агрономия

96

42

10

44

-




Механизация с-х.

48

30

-

18







Всего

5538

1318

560

3660

-

2006–2007

Зоотехния

5420

1242

560

3618

18




Агрономия

96

42

10

44

-




Механизация с.-х.

48

30

-

18

-




Всего

5564

1314

570

3680

-

2007–2008

Зоотехния

5446

1238

570

3638

18




Агрономия

96

42

10

44

-




Механизация с.-х.

48

30

-

18

-




Всего

5590

1310

580

3700

-


Все преподаватели кафедры зоотехнии контролируют посещаемость лекций, лабораторных, практических и иных учебных занятий. Обязательным является проведение контрольных работ, решение задач или устные опросы студентов после изучения темы или раздела дисциплины. Каждый преподаватель сам выбирает форму контроля и стимулирования учебной активности студентов, усвоения материала.


Кафедра механизации сельскохозяйственного производства


Структура аудиторной нагрузки по дисциплинам кафедры и самостоятельной работы студентов указана в таблицах 5.1.


Таблица 5.4 - Структура аудиторной нагрузки по дисциплинам кафедры в 2006/07 уч. г.

Дисциплина

Специальность

Объем нагрузки в часах

Всего

Лекции

Практ., семинары

Лабор. работы

Диспл. классы

Тракторы и автомобили

110301

768

94

24

650

50

ЭМТП

110301

392

76

60

256

70

С/х машины

110301

856

80

16

760

120

Механизация и технология животноводства

110301

266

58

16

192

50

Автоматика

110301

114

26

-

88

25

Детали машин

110301

276

60

112

104

100

Конструирование механизмов и машин

110301

42

14

28

-




Современные технологии проектирования

110301

170

-

-

170

170

Гидропривод с/х техники

110301

42

14

28







Механизация и электрификация с/х машин

110201

356

98

10

248

30

Механизация животноводства

110401

286

44

16

216

30

Всего




3568

564

310

2684

645



Таблица 5.5 - Структура самостоятельной работы студентов по дисциплинам кафедры в 2006/07 уч. г.

Дисциплина

Специальность

Число выполняемых заданий

Рефераты

Расч. и граф. работы

Курсов. раб., проекты

Контр. работы

Тракторы и автомобили

110301













ЭМТП

110301













С/х машины

110301













Механизация и технология животноводства

110301













Автоматика

110301













Детали машин

110301













Механизация и электрификация с/х машин

110201













Механизация животноводства

110401













Всего

















По всем дисциплинам кафедры зоотехнии итоговой аттестацией является экзамен (табл.5.6.).

В большинстве случаев предусматривается сдача экзаменов и в те сессии, после которых изучение предмета продолжается. Экзамены по всем дисциплинам пока проводятся в устной форме. Ряд экзаменов принимается сразу же по завершению чтения курса, т.е. еще до начала сессии.

На основе фонда УМО кафедрой разработан перечень вопросов, на базе которого осуществляется автоматическая генерация тестов по проверке базовых знаний по большинству дисциплин. Такая проверка проводится периодически: дважды в год.


Таблица 5.6 - Показатели успеваемости студентов специальности зоотехния за последние 5 лет




^ Учебные годы

Итог

за 5 лет

2003/04

2004/05

2005/06

2006/07

2007/08

310700 обязаны сдавать

145

155

131

128

122

681

сдали все экзамены

88

75

69

66

55

353

Сдали на "отлично"

19

11

14

12

19

75

Сдали на "4+5"

41

49

39

36

28

193

Получили "2"

57

76

62

61

67

323

Успеваемость

60,7%

48,4%

52,7%

51,5%

45,1%

51,8%

Качество успеваемости

46,6

65,3

56,5

54,5

50,9

54,7



5.3.3 Семестровые экзамены


Аттестация студентов по дисциплинам семестра проводится в виде зачетов и (или) устных экзаменов. Экзамены проводятся в рамках сессии, согласно учебному плану, по билетам, которые регулярно дополняются и обновляются. Как правило, билеты состоят из трех вопросов, а экзамен проходит в устной форме. Вопросы к устному экзамену рассматриваются в рабочем порядке на заседаниях кафедры и утверждаются зав. кафедрой.


      1. Система контроля базовых знаний


Контроль базовых знаний у студентов 2– 4 курсов специальностей АТФ проводится ежегодно. По основным специальным дисциплинам разработаны контрольные вопросы, охватывающие тематику всех разделов курса. Перед проверкой знаний ответственным преподавателем от кафедры составляются несколько вариантов заданий, включающих 3 – 4 вопроса (один по каждой дисциплине). О предстоящем контроле студенты заранее не оповещаются. Он проводится на одном из лекционных занятий, предусмотрены м учебным расписанием в течение 20 - 25 минут. Для текущего контроля преподавателями кафедр разработаны КИМ: проверочные вопросы, тесты, темы рефератов, тесты по дистанционным курсам в Интернете. Для проверки остаточных знаний ежегодно проводится тестирование с использованием тестовых заданий, согласованных с УМО, в письменном виде или на компьютерах.

5.3.5 Практики

Учебные и производственные практики на кафедрах АТФ проводятся в соответствии с государственными стандартами специальностей. Проведение практик каждой кафедрой факультета имеет свои особенности.

Кафедра агрономии и почвоведения.

Организация и проведение ознакомительной, опытно-агрономических, учебных, технологических и производственной практик соответствует требованиям ГОС специальности по виду и продолжительности практики, которые проводятся в сроки, определенные учебным планом специальности.

На первом курсе проводится ознакомительная практика (21 день), которая предусматривает знакомство с технологией выращивания отдельных культур в ОПХ «Вилга». Опытно-агрономическая практика включает 17 дней и проводится на первом и втором курсах. Технологические практики организуются на коллекционном участке кафедры в поселке Шуя.

Преподаватели кафедры проводят учебные практики со студентами четырех специальностей: агрономия, зоотехния, механизация сельского хозяйства, лесное хозяйство (табл. 5.3.5.1.).

Таблица 5.7 – Сведения о проведении учебных и производственной практик кафедрой агрономии и почвоведения в 2003—2007 гг.

Наименование

практики


Курс

Количество практикантов по годам

2003

2004

2005

2006

2007

Специальность «Агрономия»

Опытно-агрономическая

1,2

41

43

42

28

34

Почвоведение

1

18

25

20

16

15

Основы научных исследований

2

23

18

20

16

15

Мелиорация

2

23

18

22

12

19

Земледелие

2

23

18

22

12

19

Агрохимия

3

23

25

18

17

23

Растениеводство

3

23

25

18

17

23

Хим.средства защиты растений

3

23

25

18

17

23

Кормопроизводство

3

23

25

18

17

23

Селекция и семеноводство

3

23

25

18

17

23

Овощеводство

3

23

25

18

17

23

Технологическая

1,2,3

64

68

60

45

57

Продолжение таблицы 5.7

Производственная

4

18

19

20

19

21

Специальность «Зоотехния»

Кормопроизводство




36

43

40

38

40

Специальность «МСХ»

Технология растениеводства

1

57

64

60

45

44

Специальность «Лесное хозяйство»

Почвоведение

2

41

35

41

30

32



Производственная практика (119 дней) проходит после четвертого курса на сельхозпредприятиях, в фермерских хозяйствах Республики Карелия и других регионах России, а также в Финляндии на основании договоров о практике. Руководство производственной практикой студентов поручается отдельным преподавателям кафедры.

За два месяца до начала практики кафедра выносит в ректорат проект приказа о направлении студентов на производственную практику. За неделю до начала практики со студентами проводится инструктаж по технике безопасности и выдаются следующие документы:

Программа и методические указания разрабатываются кафедрой в соответствии со стандартом специальности и этапом обучения. Преподаватели кафедры, осуществляющие контроль производственной практики студентов, выезжают к месту прохождения практики для ее проверки. После окончания практики студенты составляют отчеты и защищают их на заседаниях кафедры. В свою очередь, сельскохозяйственные предприятия дают характеристики на студентов о прохождении производственной практики.


Кафедра механизации сельскохозяйственного производства.

Практики проходят по специальности 110301 – механизация сельского хозяйства:

1 курс – ознакомительная (3 нед), по растениеводству (1 нед), слесарно-токарная (4 нед).

2 курс – учебная по управлению с/х техникой (4 нед), производственная технологическая на предприятиях по технологии металлов (4 нед, в качестве токаря).

3 курс – производственная на с/х предприятиях (12 нед) на рабочих должностях (слесари, трактористы).

4 курс – по животноводству (4 нед), эксплуатационно-ремонтная (8 нед) на руководящих должностях или дублерами специалистов на с/х предприятиях.

5 курс – преддипломная (2 нед).

Все сведения по практикам приведены в табл. 5.3. Методические материалы: методические указания по практикам, разработанные кафедрой, и техническая литература библиотеки ПетрГУ.

Организационные документы: договор с предприятием на практику студента, приказ по университету, Журнал инструктажа по технике безопасности и противопожарным мероприятиям.

Места проведения практик: с/х предприятия (ОАО «Агрокомплекс им. Зайцева», ОПХ «Вилга», АО «Пряжинское» и др. акционерные общества, фермерские хозяйства, в том числе в Финляндии), предприятия, перерабатывающие с/х продукцию (ЗАО «Молококомбинат», ОАО «Мясокомбинат»), станции технического обслуживания и ремонта техники (ОАО «Карелагросервис», «Сельхозтехника», РМЗ, СТК).

Руководителями студентов-практикантов на производстве, как правило, являются инженеры подразделений, где работают на практике студенты (механики гаражей, инженеры по эксплуатации с/х техники, начальники цехов и др.).

По итогам практики студенты заполняют дневники и выполняют отчеты по формам и методикам, разработанным кафедрой, которые заверяются руководителем практики от предприятия и печатью предприятия. На кафедре назначаются две комиссии по приему отчетов (не менее трех человек). По итогам защиты отчета студент получает оценку. Итоги практик обсуждаются на заседании кафедры, анализируются отрицательные моменты и выявляются положительные, которые учитываются при организации последующих практик.


Таблица 5.8 - Сведения о проведении практик кафедрой МСХП в 2003–2007 годах

Наименование практик

Число практикантов

2003

2004

2005

2006

2007

Учебная по растениеводству

57

65

61

64

44

Учебная слесарно-технологическая

57

65

61

64

44

Учебная по управлению с/х техникой

35

39

43

36

45

Производственная заводская

35

39

43

36

45

Продолжение таблицы 5.8

Производственная

37

44

40

41

37

Эксплуатационно-ремонтная

42

35

35

30

43

Учебная по животноводству

-

-

34

30

43

Преддипломная

43/39

40/35

35/56

32/45

32/39

Всего

253

258

304

278

283


Кафедра зоотехнии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров

Кафедра проводит ознакомительную и учебную практику у студентов специальности зоотехния, механизация сельского хозяйства и агрономия. Производственная (зоотехническая и организационно-технологическая) практика осуществляется только у студентов-зоотехников. Каждому практиканту выдается рабочая тетрадь с необходимыми методическими указаниями по ее заполнению. Форма проведения ознакомительной и учебной практики - групповая, производственной - индивидуальная. В последнем случае каждому практиканту назначается руководитель из числа преподавателей. Производственная практика организуется в основном на с.-х. предприятиях Карелии, Мурманской и Ленинградской областей, иногда - в других регионах России. От каждого предприятия запрашивается письменное согласие, практиканту выписывается командировочное удостоверение. По окончании практики студент представляет письменный отчет и характеристику от предприятия. Отчет проверяется и защищается на отметку публично, на заседании кафедры.


Таблица 5.9 - Сведения о проведении практик кафедрой зоотехнии в 2003-2008 годах

Наименования практик

Число практикантов

2003

2004

2005

2006

2007

1.Поступившие на I курс

Ознакомительная практика (зоотехники)

43

36

32

35

29

2.Поступившие на I курс

Ознакомительная практика (механики)

60

61

60

43

39

3. Скотоводство, I курс (учебная)

42

37

38

26

32

4. Звероводство, I курс (учебная)

42

40

35

28

37

Продолжение таблицы 5.9

5. Кормоприготовление, II курс (учебная)

34

43

37

29

22

6.Пастбищное содержание, II курс (учебная)

34

43

37

29

22

7. Свиноводство, II курс (учебная)

36

43

38

30

24

8. Статистика, II курс (учебная)

38

42

35

30

22

9. Экономика, III курс экономисты (учебная)

-

-

15

12

9

10. Зоотехническая практика, III курс

35

32

30

33

30

11. Организационно-технологическая и преддипломная практика, IV курс

32

34

28

31

28

12. Агрономы, I курс

Животноводство (учебная)

19

25

18

14

12

13. Механики, I курс

Технология производства продуктов животноводства (учебная)

39

43

31

41

30

ВСЕГО

420

436

407

352

336


5.3.6 Государственные экзамены и квалификационные работы


Кафедра зоотехнии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров

Являясь выпускающей, кафедра зоотехнии полностью организует своими преподавателями руководство выпускными работами студентов, деятельность ГАК (табл.14).

Специальность выпускаемых студентов - 110401 - Зоотехния

Форма обучения - очная

Члены ГАК (сотрудники кафедры):

  1. Болгов А.Е.

  2. Макарова В.Е.

  3. Хуобонен М.Э.

  4. Онищенко Н.А.


Таблица 5.10 - Преподаватели кафедры - руководители выпускных (дипломных) работ студентов

Сотрудники кафедры

Число дипломников

2003

2004

2005

2006

2007

1. Болгов А.Е.

2

3

3

2

2

2. Волкова А.Ю.

-

-

-

-

2

3. Гришина Н.В.

-

4

2

1

2

4. Комлык И.П.

2

3

2

1

2

5. Лери Н.А.

3

2

4

2

3

6. Макарова В.Е.

1

2

2

2

1

7. Муравья Л.Н.

1

4

4

3

3

8. Няникова А.В.

3

-

4

2

4

9. Онищенко Н.А.

1

2

-

3

1

10. Хуобонен М.Э.

4

4

3

4

3

11.Сиротинина В.Ю.

2

-

-

-

1

12. Лепешева И.А.

-

-

-

-

1

13. Чистякова И.А.

2

1

2

2

1

14. Штеркель С.Г.

1

-

3

1

4

Всего дипломных работ

22

25

29

23

28

Всего руководителей -сотрудников кафедры

11

9

10

11

14


Кафедра механизации сельскохозяйственного производства

Итоговой аттестацией студентов специальности МСХ являются Государственный экзамен и защита дипломных проектов. Руководители дипломных проектов студентов все преподаватели кафедры механизации с/х производства и следующие преподаватели кафедры технологии металлов и ремонта машин (ЛИФ): Серебрянский Н. И., Шиловский В. Н., Янюк Ю. В., Эгипти А. Э.

Руководители ГАК: В отчетный период бессменным председателем ГАК является Первый замминистра сельского, рыбного хозяйства и экологии РК, заслуженный работник сельского хозяйства РФ Зубарев И. П.

Члены ГАК: Черняев Л. А. – доцент, к.т.н., зав кафедрой механизации с/х производства; Кондрашов В. Ф. – к.т.н., доцент кафедры механизации сельскохозяйственного производства; Малинов Г. И. – д-р т.н., профессор кафедры механизации сельскохозяйственного производства; Карпин В. Ю. – к.т.н., доцент кафедры механизации сельскохозяйственного производства; Серебрянский Н. И. – к.т.н., профессор кафедры технологии металлов и ремонта машин; Коновалов А. П. – ст. преподаватель кафедры экономики и управления производством.



Кафедра агрономии и почвоведения

Кафедра агрономии и почвоведения является выпускающей.

Руководство всеми дипломными работами студентов по специальности «Агрономия» осуществляется преподавателями кафедры.

Председатель ГАК — Н. Г. Федорец, д. с.-х. н., профессор, зав. лабораторией лесного почвоведения и микробиологии КНЦ РАН.

Члены комиссии: Л. П. Евстратова, д. с.-х.н., профессор, зав. кафедрой агрономии и почвоведения, Л. В. Тимейко, к.б.н., доцент кафедры агрономии и почвоведения, Л. А. Кузнецова, к.с.-х.н., ст. преподаватель кафедры агрономии и почвоведения, Н. Н. Забабурова., к.э.н., доцент кафедры отраслевых экономик ПетрГУ.

Секретарь — Г. Ф. Ковалева, методист кафедры агрономии и почвоведения.


Таблица 5.11 - Итоговая аттестация выпускников кафедр Агротехнического факультета в 2003—2007 гг.

Показатели качества
выпускных работ

Год выпуска

2003

2004

2005

2006

2007

Кафедра агрономии и почвоведения

Всего защищено

19

26

21

23

17

С оценкой «отлично»

12

16

14

5

10

С оценкой «хорошо»

5

8

3

18

7

Кафедра зоотехнии, товароведения и экспертизы продовольственных товаров

Всего защищено работ

27

29

32

28

30

С оценкой "отлично"

18

19

26

18

22

С оценкой "хорошо"

7

7

6

6

7

Кафедра механизации сельскохозяйственного производства

Всего защищено проектов1

43/-

39/38

35/35

32/51

31/39

С оценкой отлично

19/-

23/12

21/18

22/23

19/18

С оценкой хорошо

20/-

11/23

12/17

8/27

9/20

Продолжение таблицы 5.11

Итого по факультету:
















Всего защищено проектов1

89

94/38

88/35

83/51

78/39

С оценкой отлично

49

58/12

61/18

45/23

49/18

С оценкой хорошо

32

26,23

21/17

32/27

23/20

Примечание. 1 В числителе число дипломных работ, выполненных студентами 5 лет обучения, в знаменателе – студентами 3,5 года обучения.


5.3.7 Анализ отчетов председателя ГАК


На агротехническом факультете ежегодно работают три Государственных аттестационных комиссии. Работа Государственных аттестационных комиссий осуществляется в соответствии с расписанием сдачи комплексных экзаменов по специальности и защиты дипломных работ, утвержденным проректором ПетрГУ по учебной работе Лопуха А.О. и доведенным до сведения студентов и членов комиссии. Подводя итоги, по сдаче гос. экзамена и защиты дипломных работ все Гос. аттестационные комиссия отмечают, что за период обучения студенты накопили высокий потенциал знаний по специальности, приобрели научный кругозор, научились самостоятельно ориентироваться в потоке научно-технической информации.

В тоже время председатели ГАК отмечают и недостатки. Так по кафедре зоотехнии аттестационная комиссия постоянно обращает внимание на недостаточное снабжение современным оборудованием, необходимым для эффективной работы.

По кафедре механизации С/Х производства председатель ГАК в своих отчетах высказывает замечания о составе, содержании, оформлении дипломных проектов и качестве их защиты. Ниже приводятся все замечания, внесенные в отчеты председателя ГАК 2003 – 2007 годах.

2006 г.: 1. В ряде случаев графическая часть проектов выполнена на недостаточно высоком уровне: чертежи плохо читаются, встречаются изображения стандартных деталей: болты, крышки, корпуса подшипников и т.д.

2. Дипломники не имеют публикаций по своим разработкам, патентов, свидетельств на модель.

3. В рецензиях следует усилить критический анализ рецензируемого проекта.

2007 г.: 1. В технологической части должно быть более четкое соотношение параметров различных объектов, представленных на чертежах.

2. Более тщательно проводить проработку параметров нестандартных деталей при представлении деталировки на листах графики.

3. В ряде случаев следует обратить внимание на более аккуратное выполнение листов графической части с соблюдением стандартов ЕСКД и СТП ПетрГУ-2006.

Уск: 7.1. Обратить внимание руководителей дипломных проектов на правильность оформления записки и листов графической части в соответствии с введенным в действие СТП ПетрГУ-2006.

7.2. Шире привлекать студентов к реальным совместным разработкам с предприятиями агропромышленного комплекса.

7.3. В некоторых случаях есть необходимость более глубокой проработки конструктивной части проекта.


По кафедре агрономии и почвоведения председатель ГАК в своих отчетах также отмечает недостатки в составе, содержании, оформлении дипломных работ и качестве их защиты. Ниже приводятся замечания, внесенные в отчеты председателя ГАК за 2003—2007 гг.:

1. Разнообразить тематику дипломных работ;

2. Усилить применение методов математической статистики при обработке полученных экспериментальных материалов;

3. Более тщательно подходить к оформлению ссылок на литературу в тексте дипломной работы и к составлению списка использованной литературы;

4. Полнее прорабатывать данные официальной статистики;

5. Искать пути распространения результатов работ среди работников сельского хозяйства и садоводов-любителей;

6. Совершенствовать оформление дипломных работ;

7. Соблюдать сроки представления дипломных работ для рецензирования.


5.4 Участие в Интернет-тестировании


В соответствии с решением Аккредитационной коллегии Рособрнадзора от 01.06.2006 № 4-2006/АК, в целях самообеспечения контроля качества образования с 2006 года в Петрозаводском государственном университете проводится Интернет-тестирование по циклам дисциплин.

За каждой тестируемой группой были закреплены ответственные: преподаватель от кафедры зоотехнии и преподаватели по выбранным для тестирования дисциплинам. Во всех тестируемых группах были проведены собрания, где студентов своевременно оповестили о предстоящем тестировании и консультациях, а также ознакомили с техникой проведения Интернет-тестирования.

Преподавателями дисциплин в тестируемых группах были проведены консультации и репетиционное тестирование на сайте ФЭПО. По некоторым дисциплинам (экономика) студентам были предложены тестовые задания, разработанные преподавателем с учетом тестирования в 2005 -2006 гг.

Результаты Интернет-тестирования студентов, обучающихся на специальностях АТФ представлены ниже.


Таблица 5.12 - Результаты Интернет-тестирования студентов специальности «Агрономия»


Название дисциплины

Группа

Количество

студентов

Процент студентов,

освоивших дисциплину

ФЭПО

Отечественная история

42201

10

70

Экология

42501

15

80

Философия

42301

12

33

АСТ

Физиология растений

42301









Таблица 5.12 - Результаты Интернет-тестирования студентов специальности «Механизация сельского хозяйства»


Дисциплина


Группа

Количество студентов

Процент студентов, освоивших все дисциплины

Материаловедение

43302

23

70

Информатика

43301

22

91

Экономика

43401

18

61

Экономика

43402

11

91

Среднее по экономике




29

72

Социология

43501

20

65

Социология

43502

21

24

Среднее по социологии




41

44

Отечественная история

43201

19

68

Продолжение таблицы 5.12

Отечественная история

43202

15

53

Среднее по отеч. истории




34

62


Таблица 5.13 - Результаты Интернет- тестирования студентов специальности « Зоотехния» за 2007 – 2008 гг.


Дисциплина

Количество

тестируемых студентов

Процент правильно выполненных

заданий

Процент освоивших все дисциплины

Биология

15

76

87

Информатика

13

66

54

Культурология

14

78

93

Отечественная история

18

66

54

Экономика

16

47

19


В целом по большинству дисциплин можно отметить хорошую подготовку студентов. С тестовыми заданиями по большинству предметов справились более 50 % тестируемых.

Недостаточно высокий результат был получен при сдачи теста по «Экономике» и «Социологии». В ходе анализа причин были признаны следующие:

  1. Тесты заданий должны быть дифференцированы с учетом специальности в рамках УМК

  2. Предложенные разработчиками тесты содержат ряд вопросов, ответы на которые неоднозначны или не совсем точно сформулированы, что ставит студента в трудное положение при выборе правильного ответа

  3. При выполнении некоторых заданий, связанных с расчетами элементарных функций, студенты затрачивают значительно больше времени, чем предлагается разработчиками тестов

  4. Некоторые студенты недостаточно серьезно отнеслись к Интернет- тестированию ( не используют в полном объеме время для ответов, не уделяют должного внимания самоподготовке к тестированию)

По итогам тестирования были внесены предложения по совершенствованию данной системы проверки знаний студентов и ее организации. Разработана программа повышения качества подготовки и контроля усвояемости знаний по экономике, которая находится в режиме исполнения и реализации.

5.5 Результаты опроса общественного мнения студентов, преподавателей, потенциальных работодателей о качестве образовательных услуг, организации учебного процесса, уровне подготовки


В 2006 г. проводился опрос общественного мнения студентов агротехнического факультета:

^ 1. Отношение студентов специальности зоотехния к учебе: 17% отмечают, что учёба дается легко, 78% учатся без особого напряжения и серьезных трудностей, 12% - учёба дается с трудом.

2. Интерес к учёбе: 60-ти % опрошенных студентам учеба нравится и учатся они с интересом, 35% студентов затрудняются ответить на этот вопрос, 5-ти % учиться не интересно.

^ 3. Стремление к высоким оценкам: 17% опрошенных студентов прикладывают большие усилия, 73% стараются по мере сил, 10% успеваемость не волнует. В основном на «5» учится 10% студентов, на «4» и «5» – 43%, на «4» и «3» – 39%, на «3» – 7%.

^ 4. Стимул к учёбе. По мнению студентов к хорошей учёбе их стимулирует умение преподавателя интересно излагать учебный материал, подробно и понятно его объяснять (86% опрошенных); 30% привлекает возможность самому делать что-нибудь практически.

^ 5. Преподаватель глазами студента. При ответе на вопрос, какие качества хотели бы студенты видеть у своих преподавателей, на первое место вышел параметр «умение излагать материал и объяснять новое» - (70% опрошенных студентов специальности зоотехния), на второе место – чувство юмора (45%). Глубокое знание предмета преподавателем высоко ценится будущими зоотехниками.

^ 6. Планы студентов-зоотехников после окончания учебного заведения. Половина опрошенных студентов собирается устроится на работу, 25% попытаются организовать собственное дело, 20% планируют продолжить образование.

^ 7. Представления студентов о будущей работе: 46,6% студентов-зоотехников думают, что их работа будет интересной, 32% рассчитывают стать профессионалами в своем деле, 27% стремятся сделать карьеру.

^ 8. Увлечения студентов в свободное время и их ценностные ориентации:

на лидирующем месте оказался вариант «люблю ничего не делать, просто отдыхать». Количество «читающих в свободное время» студентов не смогли осилить планку в 20%. Каждый четвертый студент в свободное от учёбы время занимается хозяйственными делами или работой на приусадебном участке; спортом, туризмом занимаются 26%.

^ 9. Представление студентов о счастье

Для счастья студентам необходимы, прежде всего, любимый человек рядом (78%), интересная работа (68%), друзья (69%), высокий заработок (51%).

Результаты анкетирования студентов

В опросе принимали участие 63 студента.

^ Тема опроса: организация воспитательной работы на АТФ.


Вопрос


Средний балл

1. Ориентация и проведение внеучебной работы в университете

6

2. Влияние мнения студентов на составление плана организации и проведения внеучебной работы


5

3. Справедливость системы поощрения студентов за активное участие во внеучебной работе


6

4. Специальная профилактическая работа

6

5. Работа социально-психологической службы

5

6. Готовность студентов к жизни и труду в современных условиях

7,5

7. Организация и проведение внеучебной работы

8

8. Материально-техническая база, используемая во внеучебной работе

7

9. Работа студенческих общественных организаций

7

10. Работа куратора

5

11. Уровень информационного обеспечения организации и проведения внеучебной работы


7


5.6 Востребованность выпускников


Все или абсолютное большинство выпускников факультета трудоустраиваются и имеют работу в различных сферах экономики, административной и социальной (табл. 5.14.- 5.16)

Таблица 5.14 - Востребованность выпускников специальности «Зоотехния» в период с 2003 по 2008 года.

Показатели

Количество выпускников

2003

2004

2005

2006

2007

1.Выпущено выпускников

27

23

32

28

30

Продолжение таблицы 5.14

2.Получили направление

19

18

24

24

29

3. Служба в армии

-

3

1

2




4. Поступило в аспирантуру

1

-

1

-

-

5.Самостоятельно трудоустроились

7

2

6

2

1

6. Находились на учете в службе занятости

-

-

-

-

-


Таблица 5.15 - Востребованность выпускников специальности «Механизация сельского хозяйства» в период с 2003 по 2008 года.

Показатели

Количество выпускников

2003

2004

2005

2006

2007

1. Выпущено выпускников

43

77

70

83

70

2. Получили направление

36

77

59

23

59

3. Служба в армии

2

-

5

7

3

4. Поступило в аспирантуру

3

-

5

7

3

5.Самостоятельно трудоустроились

2

-

6

53

7

6. Находились на учете в службе занятости

-

1

-

-

-


Таблица 5.16 - Востребованность выпускников специальности «Агрономия» 2003—2007 гг.

Год

Количество человек

% выпускников, направленных на работу

% заявок на подготовку

На учете в службе занятости, %

% выпускников, работающих в регионе

2003

14

85,7

142,9

0,0

85,7

2004

26

88,5

111,5

7,7

50,0

2005

22

86,4

104,6

4,6

95,5

2006

23

73,9

78,3

1,0

91,3

2007

17

100,0

117,7

0,0

64,7



^ 6 КАДРЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС


6.1 Структура и динамика научно-педагогических кадров факультета


Агротехнический факультет обеспечен высококвалифицированными кадрами. Процент преподавателей, имеющих ученые степени один из самых высоких в университете. – 86,1 %. На всех кафедрах уделяется большое внимание подготовке молодых кадров. За последние годы были приняты на работу и защитили диссертации 6 молодых преподавателей. На всех трех кафедрах открыта своя аспирантура. Удачным является и возрастной состав преподавателей. На кафедрах есть и опытные преподаватели, имеющие большой стаж работы на кафедрах и молодые сотрудники, активно занимающиеся подготовкой диссертаций. Средний возраст преподавателей факультета составляет 47 лет.

На кафедру агрономии и почвоведения выделено 9,5 ставок, фактически работает 11 человек. Процент остепененности профессорско-преподавательского состава кафедры соответствует 81,8%. Средний возраст преподавателей — 51 год. В 2003—2004 гг. на кафедре трудоустроились молодые специалисты Е.  В.Николаева и Л. А. Кузнецова, защитившие кандидатские диссертации.

Подробная характеристика преподавателей кафедры отражена в таблице 6.1.1


Таблица 6.1 - Научно-педагогический состав кафедры на 1 января 2008 г.




Ф. И. О.

преподавателя

Должность

Ученая степень

Ученое звание

Возраст

Стаж работы в ПетрГУ

(на кафедре)

1.

Евстратова Л. П.

Зав. каф.,

профессор

д. с.-х.н.


профессор

51

22

2.

Федорец Н. Г.

профессор

д. с.-х.н.

«–»

61

9

3.

Карпечко Ю. В.

профессор

д.г.н.

«–»

61

12

4.

Корнеев Ю. С.

доцент

к. с.-х.н.

доцент

72

30

5.

Политанская В. В.

доцент

к. с.-х.н.

«–»

69

22

6.

Володин А. М.

доцент

к. с.-х.н.

«–»

81

53

7.

Тимейко Л. В.

доцент

к.б.н.

«–»

48

6

8.

Николаева Е. В.

ст. преподаватель

к. с.-х.н.

«–»

32

10


Продолжение таблицы 6.1

9.

Кузнецова Л. А.

ст. преподаватель

к. с.-х.н.

«–»

39

3

10.

Борисова В. В.

ст. преподаватель

-

«–»

58

17

11.

Кялина Т. В.

ст. преподаватель

-

«–»

47

1


Структура научно-педагогических кадров кафедры зоотехнии представлена в таблице 6.2. По сравнению с 2003 годом произошло снижение среднего возраста преподавателей с 47 до 45 лет, повысился процент остепененности с 84,2 до 88,9 %.


Таблица 6.2 - Научно-педагогический состав кафедры зоотехнии на 1 января 2008 года

N

Ф. И. О. преподавателя

Должность

Ученая степень

Ученое звание

Возраст

Стаж работы в ПетрГУ

(на кафедре)

1

Болгов А.Е

Зав. кафедрой

д.с.х.н.

профессор

67

40

2

Онищенко Н.А.

Декан АТФ

к.с.х.н.

доцент

53

31

3

Макарова В.Е.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

66

40

4

Лери Н.А.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

71

30

5

Няникова А.В.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

55

27

6

Гришина Н.В.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

51

33

7

Комлык И.П.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

48

19

8

Муравья Л.Н.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

47

17

9

Штеркель С.Г.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

42

13

10

Лепешева И.А.

Доцент

к.с.х.н.

доцент

41

13

11

Хуобонен М.Э.

Доцент

к.с.х.н.

-

40

15

12

Чистякова И.А.

Доцент

к.б.н.

-

45

17

13

Сиротинина В.Ю.

Ст.преп.

к.б.н.

-

38

12

14

Мишенева Е.Ю.

Ст.преп.

к.б.н.

-

32

6

15

Кондратюк Е.А.

Ст.преп.

к.эк.н.

-

36

2

16

Волкова А.Ю.

Ст.преп.

к.б.н.

-

28

2

Продолжение таблицы 6.2

17

Новожилова О.А.

Преподаватель

-

-

25

2

18

Шалина С.А.

Препод.

-

-

23

1

На кафедре механизации сельскохозяйственного производства остепененность составляет 85,7%. Средний возраст 44,6 года. Всего на кафедре в настоящий момент работает 7 преподавателей. Проводится работа по привлечению к педагогической работе молодых специалистов.

За отчетный период Тихонов Е. А. защитил канд. дис. «Повышение энергетической эффективности переработки кости убойных животных за счет оптимизации технологических операций и методов обработки сырья», 21.11.06, н/р з. д. н. д-р техн. наук проф. Вагин Б. И., СПбГАУ.


Таблица 6.3 - Научно-педагогический состав кафедры на 1 января 2008 года



ФИО преподавателя

Должность

Ученая степень

Ученое звание

Возраст

Стаж работы на кафедре

11

Черняев Леонид Алексеевич

Зав. кафедрой, доцент

К. т. н.

-

47

15

12

Кондрашов Владимир Федорович

Доцент

К. т. н.

Доцент

68

36

13

Малинов Геннадий Иванович

Профессор

Д-р т. н.

Доцент

66

37

14

Карпин Владимир Юрьевич

Доцент

К. т. н.

Доцент

46

19

15

Родионов Андрей Викторович

Доцент

К. т. н.

-

33

7

16

Тихонов Евгений Андриянович

преподаватель

К. т. н.

-

26

4

77

Денисов Евгений Владимирович

преподаватель

-

-

26

4



6.2. Повышение квалификации научно-педагогического состава факультета в 2003-2008 гг.


На Агротехническом факультете большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей, особенно молодых. Для этого используются как бюджетные средства, так и внебюджетные средства факультета.

Кафедра агрономии и почвоведения:

Заведующая кафедрой, профессор Л. П. Евстратова в 2004 г. проходила стажировку в Тимирязевской сельскохозяйственной академии г. Москва (УМО по агрономическому образованию), в 2005 г. она прошла краткосрочное обучение в ФГОУ «Высшая школа управления АПК» по программе «Повышение качества подготовки агрономических кадров» в объеме 72 часа. В 2006 г. Л. П. Евстратова прошла стажировку в Центре семеноводства картофеля г. Оулу (Финляндия), закончила курсы повышения квалификации преподавателей российских вузов по экологии и чистому производству (г. Оулу, Финляндия), курсы повышения качества подготовки агрономических кадров АПК (г. Москва), компьютерные курсы «Создание дистанционных курсов обучения» (ПетрГУ). В 2007 г. обучалась на кратковременных курсах в сфере экологии и чистого производства (г. Петрозаводск Российский центр ЧП и УР; Tekna (Норвегия)), компьютерных курсах СУБД МS Access; Adobe Photoshop; Corel Draw (ПетрГУ).

Доцент Л. В. Тимейко в 2006 г. прошла стажировку в Центре семеноводства картофеля (г. Оулу, Финляндия), закончила курсы повышения квалификации преподавателей российских вузов по экологии и чистому производству (г. Оулу), компьютерные курсы «Создание дистанционных курсов обучения» (ПетрГУ); в 2007 г. прошла обучение на кратковременных курсах в сфере экологии и чистого производства (г. Петрозаводск Российский центр ЧП и УР; Tekna (Норвегия)), компьютерных курсах СУБД МS Access; Adobe Photoshop; Corel Draw в ПетрГУ.

Ст. преподаватель Е. В. Николаева в 2006 г. прошла обучение на компьютерных курсах «Создание дистанционных курсов обучения» (ПетрГУ); в 2007 г. — закончила компьютерные курсы СУБД МS Access; Adobe Photoshop; Corel Draw (ПетрГУ).

Кафедра зоотехнии. На этой кафедре особенно активно ведется работа по повышению квалификации преподавателей. Данные по стажировкам преподавателей кафедры представлены в таблице 6.2.1


Таблица 6.4 - Стажировки и повышение квалификации преподавателей кафедры зоотехнии




Форма повышения

Место

Сроки

  1. Болгов А.Е.,

зав. кафедрой

1.Международный семинар «Развитие сотрудничества в области агроэкологии на Европейском Севере»

Университет Хельсинки, Саари, Финляндия ПетрГУ

4-7

июня

2003 г.




2.Международный научный семинар «Проблемы экологии и зоонозов на Европейском Севере»

г. Олонец

16-18 июня 2004 г.




3.Международный семинар «Проблемы кормопроизводства, кормления и содержания коров»

ПетрГУ,

актовый зал

16-17 февраля 2004 г.




4.Международный научно-методический семинар «Новые методы оценки питательности»

Финляндия, Хельсинки, Йокиоинен, Йоэнсуу, Ilmari Schepel

Март

2004 г.




5. Международный научно- методический семинар “Методология сотрудничества и подготовки проектов учебных заведений Финляндии и Карелии”

Финляндия, Puhos,

Ulla Asikainen

9-11 декабря 2004 г.




6.Международный семинар «Сотрудничество в подготовке кадров для аграрных предприятий»

г.Сортавала

Февраль

2005 г.

7.Международный семинар «Проблемы клещей: распространение опасность для здоровья населения»

г.Петрозаводск, ПетрГУ

Апрель 2005 г.




8.Всероссийское совещание–семинар деканов зооветфакультетов с.-х. вузов РФ

Москва, Московская академия ветмедицины

16-29 мая 2005 г.




9.Обучающий международный семинар по проблемам агроэкологии и рыбоводства, международный научно-технический

ПетрГУ

23-26 мая 2006 г.




10.Интенсивное производство говядины (международное, научно-техническое, семинар)

Йоэнсуу

21-23 ноября 2006 г.




11.Обучающий международный семинар по проблемам агроэкологии и рыбоводства; международный, научно-технический

ПетрГУ

Китее (Финляндия)

17-22 сентября 2007 г.

1-6 октября 2007 г.

Продолжение таблицы 6.4




12.Семинар «День качества» (республиканский)

ОАО «Кондопожский комбинат хлебопродуктов»

12 декабря

2007 г.




13.Международная научная конференция «Современные методы генетики и селекции в животноводстве» (международная)

С.-Петербург

ВНИИГРЖ

Июнь 2007

2.Няникова А.В.

1.Региональная конференция «Хлеб всему голова» (научно-практическая)

Петрозаводск

22-23 сентября 2006 г.




2.Программа повышения квалификации «Социальный менеджмент» (вузовская)

ПетрГУ, факультет повышения квалификации ГОУ ВПО

22 января-22мая 2007 г.




3.Программа повышения квалификации «Организация полноценного кормления высокопродуктивных коров» (всероссийская)

С.-Петербург, ФГОУ Академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны РФ

22 октября

2 ноября 2007 г.




4. Программа повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе ВУЗа (вузовская)

ПетрГУ, факультет повышения квалификации ГОУ ВПО

22 января-

5 февраля 2007 г.




5. Программа повышения квалификации «Основы ИКТ в образовании» (вузовская)

ПетрГУ, РЦНИТ

10 апреля-

1 июня 2007 г.




6.Семинар «День качества» (республиканский)

ОАО «Кондопожский комбинат хлебопродуктов»

12 декабря

2007 г.




7.Семинар «Использование интерактивных досок Active Board в учебном процессе»

ПетрГУ

28 февраля 2008 г.

3. Новожилова О.А.

1. Курсы «Основы работы на персональном компьютере: операционная система WINDOWS XP, офисные приложения»

Учебный Центр РЦНИТ ПетрГУ

Ноябрь 2005 г.

Продолжение таблицы 6.4




2.Программа повышения квалификации «Организация полноценного кормления высокопродуктивных коров» (всероссийская)

С.-Петербург, ФГОУ Академия менеджмента и агробизнеса Нечерноземной зоны РФ

22 октября-

2 ноября 2007 г.

4. Лери Н.А.

1.Программа повышения квалификации «Дистанционные образовательные технологии в образовательном процессе ВУЗа (вузовская)

ПетрГУ, факультет повышения квалификации ГОУ ВПО

22 января-

5 февраля 2007 г.

5.Гришина Н.В.

1. Научно-образовательный семинар-тренинг «Электронные, информационные ресурсы для науки и образования» (вузовский)

ПетрГУ

5-6 апреля 2006




2.Научно-образователь-ный семинар-тренинг «Электронные, информационные ресурсы для науки и образования» (вузовский)

ПетрГУ

19 апреля 2007 г.

6.Чистякова И.А.

1.Научно-образовательный семинар-тренинг «Электронные, информационные ресурсы для науки и образования» (вузовский)

ПетрГУ

19 апреля 2007 г

7.Макарова В.Е.

1. Заседание УМО по товароведению и экспертизе «О разработке ГОСВО третьего поколения» (научно-методическое)

Санкт-Петербург

25-29 сентября 2006 г.




2.Стажировка. Изучение современной технологии производства молока на молочном комплексе в ПЗ «Новоладожский» Ленинградской области

ПЗ «Новоладожский»

Ленинградская область

Декабрь 2005 г.




3.Международный семинар «Разведение айрширского скота»

С.-Петербург, FABA

финское консульство

Сентябрь 2005 г.




4.Семинар «Использование интерактивных досок Active Board в учебном процессе»

ПетрГУ

28 февраля 2008

8. Сиротинина В.Ю.

1.Международный семинар «Проблемы экологии и зоонозов на Европейском Севере

г. Олонец

16-18 июня 2004 г.

9. Комлык И.П.

1.Программа повышения квалификации «Новое в товароведении и экспертизе продовольственных товаров» (всероссийская)

С.-Петербургский торгово-экономический институт, ГОУ ВПО

9-20 апреля 2007 г.

opit-nyutona-molekulyarnaya-fizika-i-termodinamika-lekciya-1-molekulyarno-kineticheskaya-teoriya-osnovnie-polozheniya-mkt.html
opit-obucheniya-gosudarstvennih-i-municipalnih-sluzhashih-s-ispolzovaniem-dot-v-respublike-buryatiya.html
opit-organizacionno-administrativnoj-raboti-v-uchrezhdeniyah-socialnoj-zashiti-g-tolyatti.html
opit-poznavatelnoj-i-prakticheskoj-deyatelnosti-srednee-polnoe-obshee-obrazovanie.html
opit-primeneniya-alfuzozina-v-lechenii-ostroj-zaderzhki-mochi-u-bolnih-dobrokachestvennoj-giperplaziej-predstatelnoj-zhelezi.html
opit-primeneniya-preparata-bipeks-v-nejroonkologii.html
  • composition.bystrickaya.ru/pedagogicheskie-rabotniki-polozhenie-o-novoj-sisteme-oplati-truda-municipalnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-12-vnutrihudozhestvennie-i-obshekulturnie-faktori-hudozhestvennogo-processa-krivcun-o-a-k-82-estetika-uchebnik.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/raschet-elementov-staticheski-neopredelennih-i-staticheski-opredelennih-sistem-na-prochnost-zhestkost.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/osushestvlenie-ovd-pasportno-registracionnoj-sistemi-chast-6.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-11-12-fevralya-2009-g.html
  • report.bystrickaya.ru/h-vozvrashenie-v-berg-pervaya-vstrecha-s-italiej-13.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/poziciya-vlastej-situaciya-s-zashitoj-prav-detej-v-rossii-rossijskoe-zakonodatelstvo-15.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-mezhdisciplinarnogo-vstupitelnogo-ekzamena-dlya-postupayushih-na-magisterskuyu-programmu-specializirovannoj-podgotovki-031202-68-lingvistika-teoriya-perevoda-i-mezhkulturnaya-mezhyazikovaya-kommunikaciya.html
  • studies.bystrickaya.ru/borba-s-morskim-piratstvom.html
  • lesson.bystrickaya.ru/preimushestva-i-nedostatki-razlichnih-organizacionnih-struktur-upravleniya.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-vii-kultura-i-lichnost-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-oglavlenie.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/dogovor-elektrosnabzheniya-i-arendi-zdaniya-i-sooruzheniya.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kniga-sharlotta-bronte-dzhen-ejr-stranica-9.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-ege-2010-18-iyunya-v-stenah-loft-proekta-etazhi-startuet-festival-artes-liberales-fakulteta-iskusstv.html
  • spur.bystrickaya.ru/literatura-johnson-h-graham-m.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hishniki-pyatogo-kontinenta-chitatel-yanadeyus-chto-vi-blagozhelatelno-primete-etu-knigu.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/geografiya-rastenievodstva-rossijskoj-federacii-chast-4.html
  • institut.bystrickaya.ru/testirovanie-ne-nachato-rezultati-testirovaniya-110102-65-agroekologiya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/proverka-instrukciya-po-ekspluatacii-dioks-diox-perenosnaya-stomatologicheskaya-rentgenologicheskaya-sistema.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-razrabotka-kompleksa-dinamicheskih-modelej-diagnostiki-socialnih-riskov-i-prognozirovaniya-vizovov-ugroz-i-socialnih-posledstvij.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rezultati-nauchnih-issledovanij.html
  • exam.bystrickaya.ru/vzrivi.html
  • institut.bystrickaya.ru/sto-pudov-82-ot-150207-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/pedagogicheskaya-nauka-obrazovanie-informacionnij-byulleten-novih-postuplenij.html
  • letter.bystrickaya.ru/mihail-nikiforuk-bilo-li-chto-nibud-v-babem-yaru-fakti-protiv-mifa-ili-pochemu-poet-evtushenko-nikogda-ne-bil-bezdenezhnim-chelovekom.html
  • turn.bystrickaya.ru/plan-osnovnih-meropriyatij-po-provedeniyu-goda-ohrani-okruzhayushej-sredi-v-respublike-bashkortostan-.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-7-iyulya-2004-goda-kratkoe-soderzhanie-statej.html
  • thescience.bystrickaya.ru/ien-makyuen-iskuplenie-stranica-15.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-32-syphilinum-this-edition-first-published-2000.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-mezhdunarodnoj-nauchno-prakticheskoj-konferencii-aspirantov-i-molodih-uchenih-minsk-15-16-dekabrya-2009-goda.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-raschet-obema-realizuemoj-produkcii-i-pribili-finansovij-plan-kak-sostavnaya-chast-biznes-plana.html
  • textbook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-organizacii-v-minenergo-rossii-raboti-po-raschetu-i-obosnovaniyu-normativov-udelnogo-rashoda-topliva-na-otpushennuyu-elektricheskuyu-i-teplovuyu-energiyu-stranica-2.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-etoj-knizhke-predstavlen-material-po-tvoreniyu-zhizni-vo-vselennoj-i-na-zemle-a-takzhe-po-obyasneniyu-etogo-processa-s-ispolzovaniem-chisel-i-geometrii-obosno-stranica-2.html
  • tests.bystrickaya.ru/medvedev-otmetil-kachestvo-mezhparlamentskogo-vzaimodejstviya-s-kitaem-grizlov-b-v-monitoring-smi-24-26.html
  • doklad.bystrickaya.ru/voprosi-i-zadaniya-stranica-20.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.