.RU

Отчет по самообследованию - страница 2






Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.03 «Этнохудожественное творчество»



Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка

Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение

1

Общеобразовательные дисциплины

0,5

7,3

Соответствует

2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

6,9

Соответствует

3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

6,8

Соответствует

4

Специальные дисциплины

0,5

11,7

Соответствует


^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.06 «Народное инструментальное творчество»



Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка

Установленный минимум (Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение

1

Общеобразовательные дисциплины

0,5

2,8

Соответствует

2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

2,6

Соответствует

3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

2,6

Соответствует

4

Специальные дисциплины

0,5

1,5

Соответствует




^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.10 «Постановка театрализованных представлений»



Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка

Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение

1

Общеобразовательные дисциплины

0,5

7,3

Соответствует

2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

6,0

Соответствует

3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

8,9

Соответствует

4

Специальные дисциплины

0,5

11,7

Соответствует


^ ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Специальность: 071202 «Библиотековедение»



Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка

Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение

1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

3,8

Соответствует

2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

3,5

Соответствует

3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

1,9

Соответствует

4

Специальные дисциплины

0,5

3,2

Соответствует




^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.01 «Хореографическое творчество»



Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка

Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение

1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

1,1

Соответствует

2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

3,3

Соответствует

3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

0,9

Соответствует

4

Специальные дисциплины

0,5

7,4

Соответствует


^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.02 «Театральное творчество»



Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка

Установленный минимум (Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение

1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

1,8

Соответствует

2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

0,5

Соответствует

3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

3,6

Соответствует

4

Специальные дисциплины

0,5

10,2

Соответствует




^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.10 «Постановка театрализованных представлений»






Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка




Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение




1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

1,1

Соответствует




2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

2,5

Соответствует




3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

2,2

Соответствует




4

Специальные дисциплины

0,5

6,7

Соответствует





Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.11 «Организация социально-культурной деятельности»






Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка




Установленный минимум (Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение




1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

0,7

Соответствует




2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

1,5

Соответствует




3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

9,2

Соответствует




4

Специальные дисциплины

0,5

1,4

Соответствует




^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», специализация 071302.12 «Эстрадное творчество»






Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка




Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение




1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

1,1

Соответствует




2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

2,5

Соответствует




3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

2,2

Соответствует




4

Специальные дисциплины

0,5

6,3

Соответствует








^ Специальность: 071302 «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество», направление углубленной подготовки






Циклы дисциплин

Обеспечение каждого студента обязательной учебной литературой

Общая оценка




Установленный минимум
(Приказ Минобразования России от 23.03.99 №716)

Фактическое обеспечение




1

Естественнонаучные дисциплины

0,5

0,6

Соответствует




2

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

0,5

4,5

Соответствует




3

Общепрофессиональные дисциплины

0,5

1,9

Соответствует




4

Специальные дисциплины

0,5

0,8

Соответствует


Цифры, приведенные в данных таблицах неоднородны; это зависит не только от количества экземпляров литературы, но также и от количества обучающихся по данной специализации студентов (на некоторые специализации прием осуществляется один раз в 2, в 3 года). Тем не менее, нормативный показатель 0,5 единиц на одного студента выдержан по всем специализациям и блокам дисциплин.

Вывод: Учебно-методическое обеспечение в целом соответствует аккредитационным показателям. В настоящее время фонд укомплектован изданиями учебной литературы, которые выпущены за последние 10 лет:

- по циклу общеобразовательных дисциплин – на 75%;

- по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – на 80%;

- по циклу общепрофессиональных дисциплин – на 45%;

- по циклу специальных дисциплин – на 40%.

Существует ряд проблем, связанных с обеспеченностью литературой по циклам общепрофессиональных и специальных дисциплин. Низкий процент обеспеченности литературой, выпущенной за последние 10 лет по данным циклам, объясняется следующими причинами:

1) данная литература с течением времени не утрачивает актуальности, так как в основном это не учебники, а специальная нотная литература (хрестоматии педагогического репертуара, репертуарные сборники, клавиры и партитуры музыкальных произведений);

2) данная литература издается в России гораздо реже учебной литературы в силу отсутствия «массового» потребителя;

3) недостаточность финансирования данного вида потребностей колледжа.

Недостаточность учебной литературы по ряду дисциплин во многом компенсируется за счет активного и планомерного создания собственных учебных и учебно-методических пособий, многие из которых имеют гриф Экспертного совета Министерства культуры, печати и по делам национальностей РМЭ.


4.2.2. Программно-информационное обеспечение учебного процесса


В колледже на компьютерах установлено современное лицензионное программное обеспечение с операционной системой Windows XP Professional или Windows Vista и соответствующим пакетом Microsoft Office 2003, причем процесс обучения организован так, что студенты поэтапно отрабатывают навыки работы во всех этих операционных системах. Также, в зависимости от специальности, студенты обучаются работе с программными пакетами: Microsoft Office, AutoCad, PowerPoint, Finale. Для успешного функционирования различных служб колледжа используются, помимо перечисленных, CorelDraw, Photoshop, 1C, Credo Dat, Pascal, Гарант, Касперский.

Использование перечисленных программ позволяют организовать процесс обучения по специальностям культуры и искусства согласно современным требованиям владения информационными технологиями. Преподавателями колледжа ведется работа по разработке открытых уроков, презентаций с использованием программы PowerPoint.

Вывод: Структура информационных ресурсов соответствует требованиям, предъявляемым к информационным фондам средних профессиональных учебных заведений, и отражает профиль колледжа. Намечена положительная динамика внедрения в образовательный процесс современных средств обучения. Однако в ближайшем будущем необходимо оснастить компьютерами читальные залы библиотек колледжа, обеспечить свободный доступ в Интернет, начать планомерное приобретение электронных учебников. Необходимо продолжать работу и по оснащению компьютеров колледжа лицензионным программным обеспечением.


^ 4.2.3. Собственные учебно-методические материалы


Для эффективного и качественного функционирования образовательного процесса в колледже создается его комплексное учебно-методическое обеспечение. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по специальности представляет собой совокупность нормативной и учебно-нормативной документации, средств обучения и средств контроля, используемых при изучении всех учебных дисциплин, входящих в учебный план данной специальности, проведение всех видов практик, выполнения курсовых и дипломных проектов (работ), проведение итоговой Государственной аттестации выпускников.

Учебно-методический комплекс дисциплины разрабатывают все преподаватели колледжа. Преподавателями колледжа разработаны рабочие учебные программы по дисциплинам рабочих учебных планов и производственным практикам аттестуемых специальностей.

Разработанные преподавателями колледжа рабочие учебные программы соответствуют Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине, определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.

В начале учебного года все преподаватели представляют в учебную часть календарно-тематические планы изучения дисциплины, составленные на основе рабочей учебной программы дисциплины и графика учебного процесса. Календарно-тематические планы рассматриваются и согласовываются на заседаниях предметно-цикловых комиссиях, проверяются, а затем утверждаются заместителем директора по учебной работе.

За три последних года преподаватели колледжа разработали 40 учебников, учебно-методических пособий, репертуарных сборников, сборников статей; из них 22 – издано, 18 – оригинал-макеты (см. Приложение №13). Общий объем учебно-методической литературы за три года, имеющей гриф Экспертного совета при министерстве культуры РМЭ, других региональных НМЦ – 178 п.л., что составляет 0,45 п.л. на единицу приведенного штата.

Вывод: Преподаватели колледжа активно работают над учебно-методическим обеспечением учебного процесса. Объем учебных, учебно-методических разработок, имеющих гриф Экспертного совета при министерстве культуры РМЭ, других региональных НМЦ, приходящийся на единицу приведенного штата составляет 0,45 п.л., что превышает аккредитационные показатели.


4.3 Организационно-методическая поддержка учебного процесса


^ 4.3.2. Организация методической работы и внедрение новых форм и

методов обучения.


Методическая деятельность определяется как система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге – на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

В период с 2005-2010 учебных годов организация методической работы в ГОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая» направлена на всестороннее повышение профессионального мас­терства каждого преподавателя, на развитие и повышение творческого потенциала педа­гогического коллектива в целом, а в конечном счете – на повышение качества и эффек­тивности образовательного процесса, повышение качества подготовки конкурентоспособ­ных специалистов.

С 2005 года ведется работа по единой методической теме колледжа: «Совершенствование преподавания общепрофесиональных и специальных дисциплин с учетом национально-регионального компонента». В рамках работы над данной темой были разработаны рабочие учебные программы дисциплин национально-регионального компонента, внесены изменения и дополнения в программы общепрофессиональных и специальных дисциплин, создано множество учебных и учебно-методических пособий, сборников статей и репертуарных сборников (см. Приложение №13).

Методическая служба колледжа охватывает все структурные подразделения:

Научно-методический Совет

Лаборатория музыкального фольклора

Служба маркетинга

Психологическая служба

Служба управления качеством

Предметно-цикловая комиссия гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия классического и историко-бытового танца по специальности «СКД и НХТ» ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия классического и историко-бытового танца по специальности «Хореографическое искусство» ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия музыкально-теоретических дисциплин ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия народного танца ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия «Этнохудожественное творчество» ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия струнных инструментов ФКиТЗИ

Методическая комиссия «Баян» ФКиТЗИ

Методическая комиссия «Фортепиано» ФКиТЗИ

Предметно-цикловая комиссия «Фортепиано» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Оркестровые струнные инструменты» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Оркестровые духовые и ударные инструменты» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Инструменты народного оркестра» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Вокальное искусство» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Хоровое дирижирование» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Теория музыки» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Концертмейстерский класс» ФАМ

Предметно-цикловая комиссия общеобразовательных дисциплин ФАМ

Предметно-цикловая комиссия «Общее фортепиано» ФАМ

Деятельность методической службы закреплена Положением о методической службе от 8.09.2009 года. Методическая служба колледжа представлена заместителем директора по научно-методической работе и методистами в количестве 7 человек:

- методисты информационно-методического центра – 2 чел.

- методист службы качества – 1 чел

- методист кабинета информатики – 1 чел.

- методист отделения «Хореографическое искусство» (Бауманский лицей) – 1 чел.

- методист технических средств – 1 чел.

- методист Музея колледжа – 1 чел.

Все методисты являются членами Научно-методического совета. Каждый методист имеет кабинет, оборудованное рабочее место, большинство из них имеют компьютер, принтер. Общее количество техники, находящейся в оперативном использовании методической службы колледжа: 13 компьютеров, 8 принтеров, 5 сканеров, 2 копировальных аппарата, 1 ноутбук, 1 проектор, 1 экран, 1 медиа-клавиатура для ввода и аранжировки нотного материала.

Основным направлением научно-методической работы является развитие и самораз­витие личности студента в процессе обучения и воспитания. Для достижения цели были определены задачи:

Для реализации поставленных задач необходимо было изучать, внедрять инновационные методы, формы и технологии образования и вос­питания. С этой целью преподаватели колледжа прошли курсы ПК по разным темам, в том числе – «ИКТ в деятельности преподавателя-предметника».

Координирует научно-методическую работу Научно-методический совет, возглавляемый заместителем директора по НМР. Основные функции Научно-методического совета:

а) определение стратегии и осуществление управления развитием педагогических кадров, мотивация и стимулирование педагогических работников колледжа к повышению педагогической компетентности;

б) создание единого информационного банка научно методического обеспечения, доступного для всех субъектов образовательного процесса;

в) экспертная оценка педагогических инноваций, обобщение и распространение прогрессивного педагогического опыта;

г) мониторинг качества методического обеспечения образовательного процесса;

д) организация учебно–исследовательской и научно-исследовательской деятельности субъектов образовательного процесса.

На заседаниях НМС анализируется уровень научно – методической квалификации педагогических работников колледжа, дается экспертная оценка соответствия научно-методических разработок, авторских курсов лекций, учебно-методических комплексов (УМК), обсуждается и пропагандируется передовой педагогический опыт.

К компетенции научно-методического совета относится анализ результатов аттестации, оценка деятельности педагогических работников с учетом требований педагогической науки, рассмотрение материалов, подготовленных к изданию, вопросы повышения квалификации педагогов.

Заседа­ния научно-методического совета проводятся не реже одного раза в 2 месяца. На них обсуждались такие вопросы, как:

В колледже созданы творческие лаборатории, которые работают над следующими темами:

- Лаборатория музыкального фольклора – экспедиционное обследование районов Республики Марий Эл с целью сбора музыкального фольклора; создание информационного банка фольклора народов, проживающих на территории Республики Марий Эл.

- Фестиваль-лаборатория «Театральное студенчество» - проводится один раз в два года, всякий раз – с новой темой: 2005 – «Формирование творческой индивидуальности студента в процессе обучения в ССУЗе»; 2007 – «Русская психологическая театральная школа. Опыт. Проблемы. Перспективы»; 2009 – «Учебный репертуар: его влияние на воспитание творческой личности и раскрытие индивидуальности студентов».

C целью совершенствования методической работы в колледже созданы Информационно-методический центр (ИМЦ) с современной материально-технической и информационно-коммуникационной базой. Его деятельность позволяет обеспечить образовательный процесс в колледже всей необходимой нормативной, учебно-методической документацией. Основные направления его работы - методическое обеспечение учебного процесса, внедрение современных педагогических и инновационных технологий, создание учебно-методической и иной литературы, востребованной в учебном процессе, создание банка данных по всем направлениям работы колледжа.

Основные составляющие работы методкабинета:

- оказание организационно-методической и технической помощи педагогу;

- внедрение в практику результатов научных исследований и достижений передового опыта, забота о научной и теоретической компетентности педагога;

- доведение до сведения педагогов нормативных документов;

- организация системы повышения квалификации педагогов;

- руководство работой объединений и творческих групп педагогов.

ИМЦ концентрирует в себе все интересные приемы и начинания. Через методразработки, посещения и взаимопосещения уроков, открытые мероприятия он внедряет в практику методы активного обучения, инновационные технологии.

В ИМЦ создан банк передового опыта, который постоянно пополняется интересными находками, творческими работами, оригинальными методическими разработками преподавателей. Данными банка могут пользоваться все преподаватели колледжа. Особенно востребованы они молодыми преподавателями.

В методическом кабинете всегда можно получить помощь, консультацию, познакомиться с методической литературой. Видеозаписи открытых уроков, концертных и воспитательных мероприятий, фотографии, отражающие жизнь колледжа, также представлены в методическом кабинете. В течение всего учебного года педагогам оказывается помощь при составлении творческих планов, разработке рабочих программ, учебно-методических пособий, создаются условия для повышения уровня педагогического мастерства.

Большое внимание уделяется повышению квалификации преподавателей колледжа. Проводится ежегодная планомерная работа по повышению квалификации преподавателей. За 5 последних лет сводка по ПК выглядит следующим образом:


Формы ПК

2006

2007

2008

2009

2010

Курсы повышения квалификации (72 часа)

4

(3 %)

74

(52%)

33

(23%)

15

(11,2%)

43

(33%)

Мастер-классы, семинары, педагогические чтения

142

(100%)

142

(100%)

143

(100%)

133

(100%)

130

(100 %)


Таким образом, за 5 прошедших лет свою квалификацию повысили практически все преподаватели и концертмейстеры колледжа.

Для профессионального роста преподавателей колледжа, а также повышения рейтинга колледжа среди ССУЗов Республики Марий Эл ведется активная работа по привлечению преподавателей к участию в конкурсах профессионального мастерства, а также конкурсах учебно-методических пособий. Преподаватели – участники конкурсов профессионального мастерства:

Сергеева О.П. – победитель республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший преподаватель специальных дисциплин учреждения среднего и начального профессионального образования – 2007»

Сосновская С.М. – финалист республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший педагог-наставник – 2007»

Кленов А.М. – победитель (1 место) республиканского конкурса учебно-методических пособий и социально-педагогических проектов (2007)

Криваксина Л.Д., Черновская Л.Н. – дипломанты республиканского конкурса учебно-методических пособий и социально-педагогических проектов (2007)

Ачкасова Н.Н., Вдовина Л.В., Сергеева О.П. – победители республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Преподаватель года – 2008»

Жирова М.В. – победитель республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший преподаватель учреждения СПО и НПО – 2008»

Кленов А.М., Мысина В.Г. – участники республиканского конкурса «Книга года – 2008»

Виноградова В.С., Асмаев С.М. - победители республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Преподаватель года – 2009»

Шаймарданова И.В. - победитель республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший молодой преподаватель учреждения СПО и НПО – 2009»

Мещанинова Е.А. - победитель республиканского конкурса «Лучший автор учебно-методического пособия для учащихся среди учреждений среднего и начального профессионального образования – 2009»

Кленов А.М., Данилова О.Н. – участники республиканского конкурса «Лучший автор учебно-методического пособия для учащихся среди учреждений среднего и начального профессионального образования – 2009»

Лебедева В.А. – участник республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший классный руководитель – 2009»

Дворникова Л.Д., Петрова В.К. - победители республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Преподаватель года – 2010»

Петрова В.К. - победитель республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший преподаватель СПО и НПО - 2010»

Шабалкина Г.В. – участница республиканского конкурса на грант Президента РМЭ «Лучший разработчик цифровых образовательных ресурсов – 2010»

Вывод: все формы учебно-методической и научно-методической работы активно развиваются с учетом требований Государственных стандартов и аккредитационных нормативов, а также в связи учебно-воспитательного процесса с современной наукой, общественной и экономической жизнью.


^ 4.3.4. Использование новых информационных технологий и

вычислительной техники в учебном процессе


Наличие в колледже средств вычислительной техники и программного обеспечения, позволяют повысить в полной мере качество подготовки специалистов.

Компьютерная база колледжа насчитывает 45 ПК, 20 принтеров, 4 многофункциональных устройства (принтер-сканер-копир), 2 ксерокса. В учебном процессе используется 40 ПК. Имеется 2 компьютерных класса, соответствующие гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм. В компьютерных классах установлено 11 ПК.

Актовый зал колледжа оснащен мультимедийным оборудованием, что позволяет активизировать деятельность студентов не только на практических и лекционных занятиях, но и мероприятиях концертно-просветительского плана, проводить масштабные конференции и другие учебно-воспитательные мероприятия на высоком уровне.

На компьютерах установлено современное лицензионное программное обеспечение с операционной системой Windows XP Professional или Windows Vista и соответствующим пакетом Microsoft Office 2003.

Вывод: В колледже имеется 40 компьютеров, использующихся в учебном процессе, в том числе 11 ПК – в компьютерных классах, 13 ПК методической службы, 14 ПК в использовании администрации. Это составляет 8,8 компьютера на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения. Данный показатель соответствует статусу колледжа.


^ 5.3.2 Научно-исследовательская деятельность


В течение последних лет в колледже проводилась достаточно серьезная работа по проведению научно-исследовательской работы. На сегодняшний день в штате колледжа 1 кандидат наук, 2 соискателя.

На протяжении последних лет в колледже проходили методические мероприятия всероссийского, межрегионального и республиканского уровня:

- Межрегиональная НПК, посвященная 75-летию театрального профессионального образования в Республике Марий Эл (8-14.10.2007);

- Всероссийская НПК «Музыкальное образование в Среднем Поволжье: 21 век»;

- Региональная НПК «Художественное образование: история, традиции, новации» (24.04.2008);

- Ежегодные августовские конференции педагогических работников учреждений культуры и искусства (2006,2007,2008, 2010).

Преподаватели колледжа приняли участие во многих конференциях разного уровня, в том числе:

- Международная НПК «Музыкальное образование в России, странах СНГ и Европы в 21 веке» (Соколова Е.Г., Кульшетова Л.И.)- СПб, 2007;

- Всероссийская НПК «Музыкальное образование в Среднем Поволжье: 21 век» (Мысина В.Г., Соколова Е.Г., Шолохова Г.В., Тихонычев К.Е., Иванова Л.М., Корнеева Т.Н.) – Й-Ола, 2008;

- Межрегиональная НПК «Профессиональное музыкальное искусство Поволжья. История. Проблемы. Перспективы» (Хинканина К.Е.) – Чебоксары, 2008;

- Международная НПК «Проблемы ревитализации народов Волго-Камья» (Незнакина Л.Ю., Незнакин А.В., Гинзбург А.Я.) – Й-Ола, 2008;

- Международная НПК «Вузовское и довузовское образование: модели взаимодействия» (Мысина В.Г., Соколова Е.Г.) – Казань, 2009;

- Всероссийская НПК «Этническая культура Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы» (Данилова О.Н., Асмаев С.М., Чернова С.В., Султанова А.А., Эльтемерова М.А., Герасимов О.М., Соколова Е.Г.) – Й-Ола,2009;

- Межрегиональная НПК «Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе развития общества» (Михайлова Л.Ю., Шолохова Г.В.) – Й-Ола, 2010;

- Всероссийская НПК «Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста социально-культурной сферы и его влияние на социально-культурное пространство» (Тихонычев К.Е., Мещанинова Е.А., Губернова Л.М., Винокурова С.Н.);

- республиканская НПК «ИКТ в работе преподавателя-предметника» (Данилова О.Н., Хинканина К.Е.), Й-Ола, 2010.

Вывод: В колледже проводится научно-исследовательская работа. Все ее формы развиваются с учетом требований Государственных стандартов, а также в связи обучения с современной наукой, общественной и экономической жизнью.


^ 5.3.3 Инновационная деятельность в колледже


В условиях образовательных реформ особое значение в колледже уделяется развитию инновационной деятельности, направленной на введение различных педагогических новшеств. Они охватили все стороны педагогического процесса: формы его организации, содержание и технологии учебно-воспитательной деятельности.

Применение инновационных технологий способствует достижению целей профессионального образования. Одними из важнейших задач являются создание педагогических условий для развития креативных способностей и качеств творческой личности студента, системного мышления, грамотного обоснования профессиональных решений, критического осмысления производственной ситуации, используемых технических новшеств, решение сложных профессиональных задач.

Для реализации инновационных задач (целей) обучения преподавателями колледжа применяются педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса, активизации и интенсификации деятельности студентов и эффективности управления организации учебного процесса.

Начата работа по созданию Банка данных педагогических технологий, сформирован План повышения квалификации, ориентированный на заказы педагогов и управленцев.

Педагоги осваивают и внедряют в образовательный процесс колледжа следующие инновационные методы и приемы обучения:

- рейтинговая система контроля знаний: данный метод используют преподаватели общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Николаева Л.В., Шабалкина Г.В;

- кейс-метод: (анализ ситуаций из производственного опыта) лежит в основе занятий, проводимых преподавателем Лавровой Л.Д. (преподавание дисциплин «Экономика социально-культурной сферы», «Маркетинг и менеджмент»);

- метод рефлексии: использует преподаватель психологии Конакова Е.А.;

- проблемно-диалоговое обучение: использует преподаватель дисциплин «Экономика социально-культурной сферы», «Маркетинг и менеджмент» Лаврова Л.Д.;

- ИКТ: Герасимов О.М. (дисциплина «Расшифровка народной песни»), Горбунов В.Н. (дисциплина «Расшифровка и аранжировка»), Григорьев Д.В. (дисциплина «Социокультурное проектирование»), Данилова О.Н. (дисциплины «Музыкальная информатика», «Расшифровка народной песни»), Жирова М.В. (дисциплины специальности «СКДиНХТ»), Конакова Е.А. (дисциплина «Основы психологии и педагогики»), Лаврова Л.Д. (дисциплины «Экономика социально-культурной сферы», «Маркетинг и менеджмент»), Степанов Р.А. (дисциплина «Компьютерная аранжировка»), Шабалкина Г.В. (дисциплины блока ОГСЭ); Хинканина К.Е. (дисциплины «Информатика», «Музыкальная информатика», «Основы акустики», «Звукооператорское мастерство»);

- национально-региональный компонент: преподаватели Кленов А.М., Данилова О.Н., Султанова А.А., Мысина В.Г., Виноградова В.С., Незнакина Л.Ю., Черновская Л.Н., Григорьев В.П. являются авторами учебников и учебно-методических пособий дисциплин национально-регионального компонента; Женжурист Л.Л. и Кленов А.М. – авторы краеведческих изданий; Горбунов В.Н., Петров Н.Н., Чернова С.В., Чернов В.М., Морозов С.Н., Филиппов О.А., Шабруков В.Н. – авторы репертуарных сборников на материале национальной музыки; Мысина В.Г., Ромашкин В.Ф., Смолина С.И., Ибраева Н.А. - авторы рабочих учебных программ дисциплин национально-регионального компонента.

- преподавание специальных и общепрофессиональных дисциплин на материале современной музыки: Захарова Л.Е. (автор программы дисциплины «Современная гармония»), Захарова Л.Е. и Мысина В.Г. (авторы программы дисциплины «Современная зарубежная музыка»); Незнакин А.В. (автор программы дисциплины «Современная отечественная музыка»); Емельяненко М.А. и Соколова Е.Г. (использование произведений современной музыки в курсе «Анализ музыкальных произведений»); Черновская Л.Н. (преподавание учебной дисциплины «Сольфеджио» на материале современной музыки), Шабруков В.Н., Шолохова В.Г. (использование произведений современной музыки в курсе «Импровизация»).

В 2010 году преподаватель колледжа Г.В. Шабалкина приняла участие в республиканском конкурсе на грант Президента РМЭ «Лучший разработчик цифровых образовательных ресурсов».

Вывод: В колледже проводится работа по инновационной деятельности. Имеются промежуточные результаты в использовании современных технологий. Преобладают современные технологии, соответствующие профилю колледжа.

Необходимо продолжить работу по использованию ИКТ в преподавании дисциплин всех циклов, а также по созданию электронных учебно-методических материалов.


      1. ^ Научное творчество студентов


Достаточному уровню качества подготовки выпускников способствует учебно-исследовательская и творческая деятельность студентов. Учебно-исследовательская деятельность студентов планируется цикловыми комиссиями. Преподаватели цикловых комиссий являются научными руководителями студентов, выполняющих задания исследовательского и аналитического характера, они руководят разработкой докладов на научно-практических конференциях. Студенты пробуют свои силы в исследовательской деятельности на научно-практических конференциях, проводимых как внутри ОУ, так и за его пределами.

Для формирования исследовательской компетентности будущих специалистов, организации экспериментов по внедрению отраслевых инженерных достижений в учебный процесс, соответствующий мировым стандартам качества подготовки специалистов в 2000 году было организовано студенческое научно-творческое общество «Творец» (руководитель – Алякритская З.П.). На ФАМ активную исследовательскую работу проводит преподаватель истории В.А. Лебедева, которая много лет занимается краеведческой темой.

Ежегодно проводятся студенческие научно-практические конференции, по итогам которых лучшие авторы получают право участия в республиканском фестивале научного студенческого творчества «Фестос».

Участниками республиканского фестиваля «Фестос» в разные годы были:

2006 – Янукова Е. (рук. Петрова В.К.), Файзрахманов Р. (рук. Лядова Т.В), Деркач А. и Дербенев Р. (рук. Семеновых В.Я.);

2007 – Лобастова И. и Никулина Е. (рук. О.Н. Зинцова),

2008 – Москвина Ю. (рук. В.А. Лебедева), Макарова М. (рук. В.К. Петрова);

2009 – Сазонова А. (рук. Г.В. Шабалкина), Федотова Н. (рук. В.К. Новоселов)

2010 - Бродов С. (рук. В.А. Лебедева), Наймушина В. (рук. О.Н. Данилова)

Исследовательские работы студентов колледжа принимают участие в конкурсах студенческих научных работ различного уровня, несмотря на то, что таких конкурсов по профилю «культура и искусство» проводится в регионе и в России не так много. С 2008 года студенческие аналитические работы ежегодно принимают участие во Всероссийском конкурсе на лучшую научную работу учащихся музыкальных училищ и колледжей (Саратов). Успешным является также участие и в других конкурсах научных работ.

Победителями конкурсов научных студенческих работ в разные годы стали:

Участник

Преподаватель

Наименование конкурса

Место и время проведения

Результаты

Мишина А.

Соколова Е.Г.

Республиканский конкурс работ юных музыковедов, посвященный 85-летию РМЭ

Й-Ола, 2005

Диплом

Кузнецова В.

Соколова Е.Г.

Республиканский конкурс работ юных музыковедов, посвященный 85-летию РМЭ

Й-Ола, 2005

Диплом

Зонов А.

Соколова Е.Г.

Республиканский конкурс работ юных музыковедов, посвященный 85-летию РМЭ

Й-Ола, 2005

Участие

Рыбакова М.

Соколова Е.Г.

II Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2008

2 место

Москвина Ю.

Захарова Л.Е.

II Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2008

3 место

Исаева Т.

Соколова Е.Г.

II Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2008

Диплом

Захаров Н.

Захарова Л.Е.

II Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2008

Диплом

Москвина Ю.

Мысина В.Г.

Всероссийский конкурс научных работ по музыковедению в рамках Международного фестиваля им. И.С. Баха

Нижний Новгород, 2008

3 место

Морозова Е.

Черноус Е.Ф.

V Республиканский конкурс музыковедческих работ, посвященный 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Йошкар-Ола

2009

Диплом 1 степени

Ильина О.

Черноус Е.Ф.

V Республиканский конкурс музыковедческих работ, посвященный 210-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Йошкар-Ола

2009

Грамота

Москвина Ю.

Соколова Е.Г.

III Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2009

2 место

Мамаева А.

Захарова Л.Е.

III Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2009

3 место

Морозова Е.

Емельяненко М.А.

III Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2009

Диплом

Медведева О.

Захарова Л.Е.

III Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2009

Диплом

Михайлова А.

Емельяненко М.А.

III Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2009

Диплом

Михайлова А.

Захарова Л.Е.

IV Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2010

Лауреат 2-й степени

Москвина Ю.

Соколова Е.Г.

IV Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2010

Диплом

Михайлова А.

Соколова Е.Г.

IV Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2010

Диплом

Шибанаева О.

Мысина В.Г.

IV Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2010

Диплом

Мамаева М.

Соколова Е.Г.

IV Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2010

Диплом

Москвина Ю.

Соколова Е.Г.

IV Всероссийский конкурс на лучшую научную работу

Саратов, 2010

Диплом

Шишкина А.

Лаврова Л.Д.

Республиканский конкурс «Люби сой край, исследуй, изучай»

Й-Ола, 2010

Диплом 1 степени в номинации «Викторина»

Черных В.

Лебедева В.А.

Республиканский конкурс «Люби свой край, исследуй, изучай»

Й-Ола, 2010

Диплом 2 степени в номинации «Сочинение»

Черных В., Крошко К.

Лебедева В.А.

Республиканский конкурс «Люби свой край, исследуй, изучай»

Й-Ола, 2010

Диплом 3 степени в номинации «Проект»


Итого: 24 участника конкурсов научных студенческих работ, из них 10 победителей, 12 дипломантов.

Ответом на юбилей всемирно известного композитора А.Я. Эшпая явилось участие преподавателей и студентов Колледжа в создании юбилейного сборника «Воды текут…» (2010), посвященного жизни и творчеству Я.А. Эшпая и А.Я. Эшпая. В числе составителей сборника – преподаватели Колледжа В.Г. Мысина и Е.Г. Соколова; в третьем разделе сборника представлены исследовательские работы молодых музыковедов – студентов колледжа Н. Захарова, А. Зонова, В. Кузнецовой, А. Мишиной.

Студенты колледжа под руководством преподавателей активно участвуют и в конференциях различного уровня:

Наименование

Дата, место проведения

^ Форма участия

Участники

14-я межрегиональная конференция «Марийское краеведение: опыт и перспективы»

28.02.2008

Й-Ола

Доклад, публикация

Москвина Ю.,

Рук-ль В.А. Лебедева

Республиканская НПК «Роль и место иностранного языка в подготовке современного специалиста»

25.04.2008

Й-Ола

Доклад, публикация

Жигулева Л., Белоусова О.

Рук-ль В.А. Лебедева

Всероссийская НПК «Традиции И.С. Баха в современной культуре Запада и Востока»

2.10.2008

Нижний Новгород

Доклад, публикация

Москвина Ю.

Рук-ль – Мысина В.Г.

Межрегиональная НПК «Композиторская музыка Поволжья: история, проблемы, перспективы»

2-3.12.2008

Чебоксары

Доклад, публикация

Морозова Е.

Рук-ль – М.А. Емельяненко

Всероссийская НПК «Этническая культура народов Волго-Камья: традиции, трансформации и современные процессы»

12.11.2009

Й-Ола

Доклад, публикация

Москвина Ю.

Рук-ль – Е.Г. Соколова

Межрегиональная НПК «Музыкально-эстетическое воспитание детей на современном этапе»

19.02.2010

Й-Ола

Доклад, публикация

Винокурова С.

Рук-ль Г.В. Шолохова

Всероссийская НПК «Формирование профессиональных компетенций будущего специалиста социально-культурной сферы и его влияние на социально-культурное пространство»

24-25.02.2010

Стерлитамак

Доклад, публикация

Винокурова С.

Рук-ль Г.В. Шолохова


Итого: 7 участников НПК разного уровня


Вывод: Преподаватели колледжа активно вовлекают студентов в научное творчество. Студенты колледжа проявляют интерес к исследовательской деятельности. Работы студентов высоко оценены на конкурсах регионального и федерального уровней.


^ Приложение №13

Изданы за 5 лет учебники, учебно-методические пособия, репертуарные сборники




Автор

Вид издания

Год

Тема

Издательство

Тираж

1

Чернова С.В.

Репертуарный сборник

2005

Хрестоматия по дисциплине «Хоровой класс»

«Форт-диалог»

100 экз.

2

Незнакин А.В.

Репертуарный сборник

2006

Альбом пьес для фортепиано

Издательство «МПИК»

500 экз.

3

Сидоркина В.А.

Поэтический сборник

2006

Любимцы музы легкокрылой

Типография «Стринг»

300 экз.

4

Кленов А.М.

Учебно-методическое пособие

2006

Марий Эл – край марийский: пособие по истории и культуре Марийского края

Типография «Стринг»

200 экз.

5

Кузнецова В.Г., Кульшетова Л.Ю., Чеснокова В.И.

Справочник

2006

Композиторы и музыковеды Республики Марий Эл

Типография Правительства Республики Марий Эл

1000 экз.

6

Кленов А.М.

Учебное

пособие

2007



Народы земли – богатство мира: материалы по этнологии и межнациональным отношениям

Типография «Стринг»

200 экз.

7

Морозов С.Н.

Репертуарный сборник


2007


Концертные пьесы для баяна

«Форт-диалог»

100 экз.

8

Мысина В.Г.

Учебное

пособие

2007

Чтение с листа на уроках сольфеджио на примере музыки марийских композиторов

«Форт-диалог»

70 экз.

9

Мысина В.Г.

Учебное

пособие


2007


Хрестоматия по марийскому народному творчеству

«Форт-диалог»

70 экз.

10

Мирошников А.В.

Репертуарный сборник

2007

Россыпи мелодий: произведения марийских композиторов для оркестра народных инструментов

«Форт-диалог»

50 экз.

11

Филиппов О.А.

Репертуарный сборник

2007

Марийские народные мелодии: шесть пьес на фольклорной основе

«Форт-диалог»

50 экз.

12

Шабруков В.Н.

Репертуарный сборник

2007



Бахиана: маленькая кантата для смешанного хора и сопрано в 4-х частях

«Форт-диалог»

50 экз.

13

Шабруков В.Н.

Репертуарный сборник

2007


Три песни для хора на стихи марийских поэтов

«Форт-диалог»

50 экз.

14

Чернов В.М.

Репертуарный сборник

2007

Пьесы для гитары

ГОУ ДО «Учебно-методический кабинет»

100 экз.

15

Женжурист Л.Л.

Биографический

очерк

2007

Через тернии к звездам: Страницы истории вокального класса Ф.Е. Олейниковой

ООО «Стринг»

200 экз.

16

Фомина А.В.

Учебно-методическое пособие

2008

Любительские объединения и клубы по интересам

ООО «Салика»

200 экз.

17

Яшмолкин, В.Н. / ред.сост. Н.В. Яшмолкина

Учебное

пособие

2008

Методика преподавания по классу скрипки

«Форт-диалог»

50 экз.

18

Николаева Л.М.

Учебно-методическое пособие

2008

История религий

ООО «ПИК Принт-Ф»

50 экз.

19

Авторский коллектив

Сборник статей

2008

Сборник статей преподавателей отделения «Теория музыки»

«Форт-Диалог»

100 экз.

20

Филиппов О.А.

Репертуарный сборник

2008

Весенние воды. Учебный репертуар ДМШ и ДШИ. Младшие классы

ООО «Стринг»

70 экз.

21

Мирошников А.В.

Репертуарный сборник

2008

В ритмах времени. Вып. 1. Популярная музыка для оркестра народных инструментов

ООО «Стринг»

50 экз.

22

Мысина В.Г.

Учебное

пособие

2008

Марийское музыкальное народное творчество

ООО «Стринг»

50 экз.

23

Незнакина Л.Ю.

Учебное

пособие

2008

История отечественной художественной культуры

ООО «Стринг»

70 экз.

24

Морозов С.Н.

Репертуарный сборник

2008

Аленький цветочек: песни для детского хора

ООО «Стринг»

80 экз.

25

Зинцова О.Н.

Учебно-методическое пособие

2009

Методика организации фольклорно-экспедиционной практики

«Форт-диалог»

12 экз.

26

Мещанинова Е.А.

Методическое пособие

2009

Воспитательная система в ГОУ СПО РМЭ «Колледж культуры и искусств имени И.С. Палантая»

«Форт-диалог»

10 экз.

27

Шолохова Г.В.

Методическое пособие для преподавателей ДМШ и ДШИ

2009

Музицируем с удовольствием! Развитие навыков подбора по слуху в ДМШ

ООО «Стринг»

100 экз.

28

Кленов А.М.

Краеведческое издание

2010

Школа нашего детства

ООО «Стринг»

300 экз.

29

Незнакина Л.Ю.

Учебное пособие

2010

Петр Никифорович Никифоров

ООО «Стринг»

50 экз.

30

Мысина В.Г.

Учебное

пособие

2010

Марийская профессиональная музыка

ООО «Стринг»

200 экз.

31

Морозов С.Н.

Репертуарный сборник

2010

Паруса детства: песни для детей

ООО «Стринг»

100 экз.

32

Морозов С.Н.

Репертуарный сборник

2010

Веселое эхо: песни для детей

ООО «Стринг»

100 экз.

33

Женжурист Л.Л.

Краеведческое издание

2010

Преподаватели и студенты музыкального училища имени И.С. Палантая в годы Великой Отечественной войны.

ООО «Стринг»

100 экз.

34

Черновская Л.Н.

Учебное

пособие

2010

Сольфеджио

(Мелодии XX века)

ООО типография «Вертикаль»

50 экз.

35

Черновская Л.Н.

Учебно-методическое пособие

2010

Инструментальные концерты А. Эшпая 60-80 г. XX века: специфика жанра, пути эволюции

ООО типография «Вертикаль»

50 экз.

36

Черновская

Л.Н.

Репертуарный сборник


2010

Тетрадь фортепианных пьес. Приложение к курсу «Элементарная теория музыки»

ООО типография «Вертикаль»

50 экз.


37

Авторский коллектив

Статьи. Воспоминания. Исследования

2010

Воды текут… Страницы жизни и творчества композиторов Я.А. Эшпая и А.Я. Эшпая

ООО типография «Вертикаль»

1000 экз.

otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-sistema-kriteriev-kachestva-uchebnogo-processa-dlya-distancionnogo-obrazovaniya-vipolnennoj-po-nauchno-tehnicheskoj-programme.html
otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-stranica-12.html
otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-stranica-5.html
otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-struktura-i-pravila-oformleniya-gost-32-91-m-ipk-izdatelstvo-standartov-1991-20s.html
otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-studentov-za-2008-2009-uch-g-stranica-2.html
otchet-o-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2006-god-v-klinikah-oguz-gosudarstvennaya-novosibirskaya-oblastnaya-klinicheskaya-bolnica-stat.html
  • composition.bystrickaya.ru/on-s-riskom-dlya-zhizni-pereplil-atlanticheskij-okean-ne-ispugalsya-ni-zhari-ni-bur-ni-plohogo-haraktera-truslivih-matrosov-on-otkril-ameriku-hotya-i-dumal-chto-stranica-5.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-studentov-specialnosti-010809-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit-ochnoj-formi-obucheniya-stranica-4.html
  • university.bystrickaya.ru/franko-russkie-kulturnie-svyazi-mifologiya-drevnyaya-i-sovremennaya.html
  • shkola.bystrickaya.ru/starodubcev-va-reshenie-kvorum-est.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/memleket-kepldk-bergen-za-kmeg-turali.html
  • tasks.bystrickaya.ru/19zadachi-dlya-samostoyatelnogo-resheniya-udk-53075-aamarko-izbrannie-voprosi-kinematiki.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kostroma-pyushaya-administraciya-kostromskoj-oblasti-informacionnij-obzor-materialov-interneta.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sbornik-prednaznachen-dlya-rukovoditelej-specialistov-organov-upravleniya-obrazovaniem-rukovoditelej-obrazovatelnih-uchrezhdenij-uchastnikov-obrazovatelnogo-processa-obshestvennosti-stranica-5.html
  • college.bystrickaya.ru/06-04-2005-mert-gotovit-zakonoproekt-ob-inostrannom-uchastii-v-vpk.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-po-razvitiyu-neftegazovogo-sektora-v-respublike-kazahstan-na-2010-2014-godi-astana-2010-god.html
  • studies.bystrickaya.ru/glava-9-zakon-protivopolozhnosti-neprelozhnih-zakona.html
  • spur.bystrickaya.ru/konspekt-lekcij-po-kursu-tehnologiya-lekastvennih-form-i-galenovih-preparatov-dlya-studentov-specialnosti-tehnologiya-farmacevticheskih-preparatov.html
  • literature.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-literatura-programma-minimum-kandidatskogo-ekzamena-po-istorii-nauki-vvedenie.html
  • studies.bystrickaya.ru/formi-rozvitku-virobnichih-sistem.html
  • credit.bystrickaya.ru/osobennosti-vidvizheniya-i-sostava-spiskov-politicheskih-partij-associacii-golos-po-rezultatam-dolgosrochnogo-nablyudeniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/l-s-grisheva-chleni-komissii-stranica-5.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/vstrechayushiesya-prepyatstviya-svyatitel-ioann-maksimovich-iliotropion-2010.html
  • school.bystrickaya.ru/filosofiya-xvii-veka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saratovskij-finansovo-tehnologicheskij-tehnikum.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vneklassnoe-meropriyatie-po-fizike-nauka-kovala-pobedu.html
  • knigi.bystrickaya.ru/skazka-zimnnih-karpat.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rezhim-obucheniya-doklad-mou-suksunskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-2.html
  • doklad.bystrickaya.ru/v-shimkente-sostoyalsya-seminar-innovacionnij-podhod-k-poliyazichnomu-obrazovaniyu-odarennih-detej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/voprosi-dlya-zacheta-po-discipline-vklyucheni-v-rabochuyu-programmu-po-discipline-razdel-ii-uchebno-metodicheskogo-kompleksa.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-e-andreeshev-2011-goda.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-s-solovev-ideya-sverhcheloveka.html
  • nauka.bystrickaya.ru/ukaz-prezidenta-rf-ot-12052009-g-537-k-podrazdelu.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/vavilon.html
  • report.bystrickaya.ru/grazhdanskoe-pravo.html
  • school.bystrickaya.ru/forma-11-prilozhenie-k-aukcionnoj-zayavke-ot-2008-g-aukcionnaya-dokumentaciya.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnih-ispitanij-v-magistraturu-napravlenie-270100-68-stroitelstvo.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-7-brachnoe-povedenie-antonov-a-i-medkov-v-m-a72-sociologiya-semi.html
  • uchit.bystrickaya.ru/strah-pod-mikroskopom-tribuna-irina-timofeeva-11122008-047-str-10-novosti-7.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivi-razvitiya-professionalnogo-obrazovaniya-i-obucheniya-v-gorode-moskve-v-ramkah-turinskogo-processa-v-sootvetstvii-s-rekomendaciyami-evropejskogo-fonda-obrazovaniya-efo-stranica-6.html
  • tasks.bystrickaya.ru/0110-elektroenergiya-stranica-32.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.