.RU

Переход на двухуровневую систему высшего профессионального образования в россии


Ярмухаметов Р.З.

Сибайский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет»,
г. Сибай


ПЕРЕХОД НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ


В последние годы вузовскую общественность России интересуют проблемы, связанные с модернизацией российского высшего образования. Прошло достаточно много конференций и семинаров, посвященных данной проблематике, имеется целый ряд публикаций, создаются сайты, отражающие события Болонского процесса и перехода на двухуровневую систему обучения. И от того, насколько успешно будет реализован переход России к двухуровневой системе высшего образования, зависит будущее всей страны [1].

Актуальность темы определяется необходимостью перехода российских вузов на двухуровневую систему образования. Данный переход требует организационно-управленческих и содержательных изменений традиционного образовательного процесса. Часто он бывает затруднен негативным отношением части профессорско-преподавательского состава, студентов к двухуровневой системе образования, и формальным подходом к ее реализации. Однако негативных оценок бакалавриата в последнее время становится все меньше.

Двухуровневую систему образования необходимо проектировать одновременно как в контексте Болонского процесса, так и в контексте модернизации всей российской системы высшего образования. Систему образования нужно рассматривать как комплексную современную образовательную технологию, сочетающую  педагогические, социально-психологические, организационные, экономические аспекты.

В 2003 году Российская Федерация вступила в Болонский процесс - в единое Европейское пространство высшего образования. Согласно Болонской декларации, российские высшие учебные заведения осуществляют обучение на основе двух уровней с 1 сентября 2011г. Первый уровень – это бакалавриат, является обязательным для всех студентов. Второй уровень – это магистратура - более высокая ступень образования, в неё смогут поступить те, кто хочет заниматься научной деятельностью. Важной положительной стороной Болонской системы является возможность получения приложения к диплому, узнаваемого во всем европейском образовательном пространстве. Данное приложение востребова­но, особенно теми студентами, которые намерены продолжать свое образование за рубежом. Болонский процесс призван стать пусковым механизмом преобразований, которые повысили бы качество нашего высшего образования, а Россия позиционировала себя конкурентоспособным игроком на мировом образовательном рынке.

Двухуровневая система образования позволит воплотить парадигму - «образование через всю жизнь», которая ставит следующие задачи:

Преимуществом получения высшего образования по двухуровневой системе является то, что она дает студенту возможность получить высшее образование «два в одном»: закончить бакалавриат по одному направлению, а магистерский диплом получить по-другому. Студент не ограничен в выборе магистратуры ни стенами вуза, ни географическими границами. Достоинством бакалавриата является тесное сотрудничество российских и европейских вузов в совместных проектах. Многие вузы уже давно с успехом делают это, их выпускники находят себе работу по специальности. Один из способов помочь бакалавриату занять достойное место в системе высшего образования - «повернуть к нему лицом» абитуриентов, родителей и работодателей[3].

В Российской Федерации многие высшие учебные заведения начали готовить бакалавров уже с середины 1990-х годов. Такое решение было самостоятельным для каждого высшего учебного заведения. На сегодняшний день такая система стала обязательной почти для всех российских вузов. В соответствии с законом, человек с дипломом бакалавра – это квалифицированный специалист с высшим образованием, способный занимать определённые должности, требующие высшего профессионального образования.

Двухуровневая система - это более гибкая модель, и даже самим преподавателям не так уж просто на неё перестроиться. Современная система высшего образования требует больших трудозатрат на подготовку методических материалов, а на уровне зарплаты это никак не отражается. Сегодня преподаватель вынужден менять содержание своих лекций, изменять учебно-методические комплексы, разрабатывать новые рабочие программы дисциплин и затрачивать на это большую часть своего рабочего времени, а раньше пользовались одними и теми же методическими комплексами в течение десятка лет.

Бакалавр – это академическая степень или квалификация, которая присуждается студенту после окончания высшего учебного заведения базовой программы обучения. Бакалавр учится четыре года. Бакалавры на рынке труда адаптируются нисколько не хуже специалистов. Бакалавр имеет право бесплатно продолжать обучение в магистратуре, а затем поступать в аспирантуру. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь и в российскую экономику. Бакалавриат направлен на то, чтобы дать студенту определённую подготовку и научить пополнять знания, умения в большей степени самостоятельно.

Магистр – это высшая академическая степень, которая необходима тем, кто стремится получить ученую степень. Для поступления в аспирантуру требуется магистерский диплом. Магистр должен иметь право занимать более высокие должности и получать более высокую зарплату. Магистр - это всё-таки профессионал, способный решить самые сложные задачи в своей сфере, обладающий аналитическим складом ума и умением прогнозировать, часто магистрант ориентируется на научно-исследовательскую и/или преподавательскую работу.

Одной из основных положительных сторон данной системы является близость к европейскому образованию, мобильность. Как утверждают сторонники закона о двухуровневом образовании, в будущем любой бакалавр сможет закончить образование, например, в Германии или Великобритании. Бакалавриат предполагает целое направление, внутри которого выпускник, поработав и выяснив, что ему ближе, сможет получить узкую специальность. Кроме того, студент имеет возможность, уже имея высшее образование, на практике убедиться в правильности выбора им профессии[4].

Стандартизация Российского образования гарантирует абитуриентам, студентам и выпускникам вузов, а также их родителям определенный уровень знаний учащихся и качество образования. Отличие федерального государственного стандарта третьего поколения от предшествующих стандартов, в том, что вузам предоставлена свобода выбора. Если раньше 70% учебного времени занимали обязательные дисциплины, а 30% отдавалось региональным и вузовским компонентам, то сейчас эта пропорция для бакалавров составляет 50 на 50, а в магистратуре вуз определяет уже 70% содержания учебных программ.

Прежние государственные стандарты основывались на дисциплинарном принципе, студент должен был освоить определенный объем знаний по конкретным научным дисциплинам. В новых стандартах же главенствует компетентностный подход. Результат образовательного процесса описывается комплексом компетенций выпускника. Качество подготовки определяется степенью приобщения студента к целостной сфере будущей профессиональной деятельности. За время обучения студент должен освоить определенные компетенции, предусмотренные государственным стандартом. А при помощи, каких дисциплин формируются эти способности и трудовые навыки, министерством жестко не установлено.

Особенность ФГОС ВПО в том, что 20% аудиторных занятий должны проходить в интерактивной форме, должны быть использованы новые технологии для того, чтобы включенность учащегося в дидактический процесс, его активность была выше. Лекционные занятия преподавателя должны составлять не более 40% учебных занятий. Новый федеральной государственный стандарт требует больше времени отводить на самостоятельную работу студентов, практические и лабораторные занятия, которые, в свою очередь, должны быть методически обеспечены.

Старые стандарты ограничивали учебный процесс дисциплинами, в новом стандарте предусматривается наличие дидактических модулей, междисциплинарных комплексов. Студентам будет даваться синтетический материал, требующий знания нескольких дисциплин.

В пространстве высшего образования на общеевропейском уровне особое внимание уделяется и развитию эффективных систем обеспечения качества образования. Ответственность за обеспечение качества лежит на каждом вузе в соответствии с принципом институциональной автономии. Это является важным условием успешного формирования национальных систем по обеспечению качества высшего образования, которые должны включать:

  1. определение обязанностей участвующих органов и учреждений;

  2. оценивание образовательных программ и вузов, включая внутреннюю и внешнюю оценку, участие студентов и публикацию результатов;

  3. систему аккредитации, аттестации и сопоставимых процедур;

  4. международное партнерство, сотрудничество и создание сети агентств, специализирующихся на определении образования.

Система зачетных единиц представляет собой эффективный механизм сравнения количественных и качественных показателей подготовки уровня студентов, позволяя на основе объективных критериев устанавливать по итогам обучения индивидуальный рейтинг каждого студента. При масштабном применении в образовательной практике высшей школы система зачетных единиц имеет многоцелевое назначение и составляет основу организации учебного процесса. Ее реальные достоинства в сочетании с инновационными образовательными технологиями проявляются в деятельности высших учебных заведений.

Система зачетных единиц рассматривается как инструмент повышения качества образования. Ее введение существенным образом изменяет работу преподавателей, побуждая их к постоянному самосовершенствованию и самообучению, обновлению методического обеспечения учебного процесса, регулярному индивидуальному консультированию студентов.

Переход на систему зачетных единиц в положительной степени скажется и на работе студентов. Увеличение самостоятельных занятий стимулирует студентов к освоению различных способов поиска и сбора информации по изучаемым дисциплинам. Формирование студентами на основе учебных планов индивидуальных образовательных программ существенно влияет на личную мотивацию в обучении, а развитие новых, эффективных методов текущего контроля знаний способствует повышению качества усвоения учебных предметов [2].

Таким образом, переход на двухуровневую систему обучения сделает российское высшее образование более привлекательным, гибким, демократичным, позволит повысить эффективность использования бюджетных средств, создать условия для наилучшей подготовки студентов, а также возможность продолжения учебы в любом вузе Европы. У российского студента появятся возможности учиться в зарубежных университетах, накапливать академические кредиты и использовать их для получения второго высшего образования и вообще для образования в течение всей жизни.

Однако, в то же время, в бакалавриате есть и отрицательные стороны.

Во-первых, невозможность для студента, разочаровавшегося в системе «бакалавриат-магистратура», перейти на обычную пятилетнюю систему обучения.

Во-вторых, двухуровневая система приведет к разрушению традиционной советской модели высшего образования, которая отлично себя зарекомендовала;

В-третьих, рынок труда не готов рассматривать бакалавров, как людей с законченным высшим образованием, и если российские дипломы будут признаваться на Западе, то это приведет к "утечке мозгов";

В-четвёртых, диплом бакалавра признается как диплом о высшем образовании, однако работодатели относятся скептически и хотят видеть в своём штате лишь специалистов[4].

Таким образом, юридически понятия бакалавр и специалист равнозначны и одинаковы. Но всё же в первое время некоторое преимущество будет у специалиста, так как специалист более узнаваем и привычен для работодателей. Степень бакалавра - это самодостаточный диплом высшего профессионального образования. Выпускники-бакалавры станут быстрее попадать в активную жизнь общества. Нужна разъяснительная работа как со студентами, так и работодателями. В связи с реорганизацией многих отраслей российского высшего образования специалитет уходит в прошлое и от этого никуда не деться. Перед высшими учебными заведениями стоят две взаимосвязанные проблемы: подготовка новых методических материалов по бакалавриату и разработка критериев оценки уровня подготовки студентов.


Литература

1. Касевич В. Б., Светлов Р. В., Петров А. В., Цыб А. А. Болонский процесс в вопросах и ответх.. Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 108 с. Розина Н. Бакалавриат и магистратура: чего больше – плюсов или минусов?: беседа с директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки РФ Н. Розиной // Обучение & карьера. – 2008. – №2. – С. 10-15.

2. Сенашенко, В. Качество высшего образования и система зачетных единиц / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. - 2004. - N 5. - С. 14-18

3.Еремина О.В. Возможности бакалавриата в подготовке квалифицированных специалистов. // Высшее образование в России. № 12. 2010. С.144-146

4.Яковенко И., Вукович Г.Г. Российская двухуровневая система образования в контексте усиления Европейских интеграционных процессов // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № – С.106-107.

parizh-ya-lyublyu-tebya-lvov-park-dinozavrov-praga-nyurnberg-parizh3nochi-versal-disnejlend-frans-miniatyur-myunhen-cheshskij-krumlov-akvapark-vodnij-raj-lvov.html
parizhskie-fokusi-kniga-sostoit-iz-dvuh-chastej-pervaya-zhuliki-dobro-pozhalovat-vo-franciyu.html
park-kulturi-pavel-sanaev.html
park-usadba-mihalkovo-ul-mihalkovskaya-d-36-38-plan-osnovnih-meropriyatij-po-prazdnovaniyu-67-j-godovshini.html
parkinsonizm-m-a-palcev-25-avgusta-2000-g.html
parlament-respubliki-belarus.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-a-yakina-nachalnik-upravleniya-gosudarstvennoj-sluzhbi-zanyatosti-naseleniya-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • institut.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-upravleniya-tehnogennimi-obrazovaniyami-i-prakticheskie-aspekti-ih-utilizacii.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tolmen-edvard-chejs-kniga-100-velikih-psihologov-vpolne-mogla-bi-nazivatsya-inache-naprimer-200-velikih-psihologov.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/u-saman-sidhardha-gautama.html
  • desk.bystrickaya.ru/ogovorka-kak-otkrovennost-vvedenie-v-socialnuyu-epistemologiyu-yazika.html
  • grade.bystrickaya.ru/metodicheskie-ukazaniya-glossarij-s-kontrolnimi-zadaniyami-dlya-studentov-zaochnogo-fakulteta-utverzhdayu-stranica-7.html
  • student.bystrickaya.ru/11-00-12-30-press-konferenciya-predstavitelej-smi-s-administraciej-goroda-i-predstavitelyami.html
  • thescience.bystrickaya.ru/internet-resursi-radio-rsn-novosti-22-10-2008-shestakova-anna-12-00-9.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gradostroitelnaya-i-arhitekturno-hudozhestvennaya-harakteristika-borisoglebska-chast-2.html
  • writing.bystrickaya.ru/buddizm-kitajskij.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnij-standart-tomskogo-politehnicheskogo-universiteta-po-napravleniyu-podgotovki-bakalavrov-552900-tehnologiya-oborudovanie-i-avtomatizaciya.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zadaniya-shkolnih-olimpiad-po-matematike-russkomu-yaziku-okruzhayushemu-miru-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/temi-referatov-po-predmetu-operacionnie-sistemi-dlya-studentov-i-kursa-np-i-nk.html
  • doklad.bystrickaya.ru/urok-tehnologii-v-5-klasse-tema-remont-odezhdi-zaplatka-dlya-zolushki.html
  • occupation.bystrickaya.ru/obespechennosti-disciplin-kolloidnaya-himiya-poverhnostnie-yavleniya-i-dispersnie-sistemi-uchebnoj-i-metodicheskoj-literaturoj-dlya-specialnostej.html
  • tasks.bystrickaya.ru/30-kultura-rossii-vo-vtoroj-polovine-xix-v-otveti-na-ekzamenacionnie-voprosi-po-istorii-rossii-11-klass.html
  • thesis.bystrickaya.ru/prilozhenie-222-metodicheskie-instrumenti-kompleksnoj-ocenki-ekonomicheskoj-effektivnosti-korporativnogo-upravleniya.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-globalnom-partnerstve-gruppi-vosmi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/razmishleniya-o-pervoj-filosofii-r-dekart-rassuzhdenie-o-metode-chtobi-verno-napravlyat.html
  • textbook.bystrickaya.ru/i-v-posleduyushem-mozhet-bit-ispravlena-itak-logicheskie-preobrazovaniya-tetralogiki-opredelyayutsya-principami-poglosheniyavosproizvedeniya-binolya.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoj-disciplini-naimenovanie-disciplini-geografiya-rekomenduetsya-dlya-napravleniya-podgotovki.html
  • paragraf.bystrickaya.ru/zheke-tlalara-aparatti-anitama-izmetn-krsetu-trtbn-zgeru-zhnnde-habarlama.html
  • literatura.bystrickaya.ru/sistema-prodazh-kombikormov-integraciya-zhivotnovodcheskih-predpriyatij-britsman-d-lekcii-po-proizvodstvu-kombikormov.html
  • studies.bystrickaya.ru/aleksandr-i-istoricheskij-portret.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vse-delat-vovremya-vremya-peremen.html
  • school.bystrickaya.ru/analiz-investicionnoj-privlekatelnosti-predpriyatij-v-otraslevom-razreze-puti-eyo-povisheniya.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/shurov-mihail-viktorovich-uchitel-matematiki-i-informatiki-visshej-kategorii-mou-sosh-6-im-podvojskogo-g-yaroslavlya.html
  • essay.bystrickaya.ru/druzhakina-o-abasheeva-n-e-kozhevnikova-n-m-merkusheva-m-g-mangataev-c-d-boloneva-n-m.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tajni-nlo-varakin-a-zdanovich-l-stranica-3.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zarplata-kak-instrument-blagotvoritelnosti-zurab-chavchavadze-blagotvoritelnost-stala-dlya-nas-obichnim-delom-30.html
  • occupation.bystrickaya.ru/o-kraevom-byudzhete-na-2012-god-i-planovij-period-2013-2014-godov.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/agrarnij-institut.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-komicheskogo-v-pese-a-n-ostrovskogo-ne-v-svoi-sani-ne-sadis.html
  • thesis.bystrickaya.ru/povolzhe-energosberezhenie-volnuet-goroda-povolzhyav-gorode-n-dokladi-uchastnikov-mezhdunarodnoj-konferencii.html
  • notebook.bystrickaya.ru/h-a-lorente-istoriya-ispanskoj-inkvizicii-tom-i-stranica-61.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.